Найти тему
Алексей Шпаков

Предтечи и создатели или фантасты о палеоконтактах с высшим разумом.

Многие фантасты, которые используют в своих произведениях теорию палео контакта, подобно Ридли Скотту, видят в древних инопланетянах наших соз дателей, а то и вовсе предков. Например, в романе «Сирены Титана» иронич ного Курта Воннегута космический корабль, управляемый искусственным ин теллектом по имени Сэло, сломался в районе Титана порядка двухсот тысяче летий назад. Чтобы вытащить беднягу, его собратья с планеты Тральфамадор с помощью невероятных технологий придали импульс развитию человеческой цивилизации. С одной лишь целью — чтобы она доразвилась до космических полётов и смогла создать необходимую для корабля Сэло запчасть.

Во вселенной «Мира-Кольцо» Ларри Нивена все гоминиды Земли ведут свой род от инопланетной расы паков, которые некогда основали здесь свою коло нию. Местные условия для пришельцев не вполне подходили, так что со вре менем они утратили генетическую чистоту и стали предками людей, а также человекообразных обезьян. Поднята тема и в телесериале «Звёздный крейсер «Галактика» (2004—2009).

Куда более активно в эволюцию земной жизни вмешивались инопланетяне из вселенной Marvel. Так, ещё пять миллионов лет назад раса небожителей (Celestials) вмешалась в эволюцию предков Homo sapiens и создала на их основе новый вид — вечных (Eternals). Вечные и сами обладали почти божественным могуществом и были призваны служить защитниками Земли. Увы, пришельцы несколько переоценили свои возможности и заодно сотворили злобных мутан тов, именуемых девиантами. Между двумя расами тут же вспыхнул конфликт, который продолжается до наших дней.

Чуть позже небожителей до Земли добрались представители империи Кри, которая вела очередную войну против своих заклятых врагов скруллов. Кри решили, что из землян, если слегка изменить их с помощью генной инженерии, получатся отличные сверхсолдаты. Поиграв с ДНК человека, пришельцы создали народ Нелюдей. Однако затем проект забросили, и Нелюди остались жить на родной планете рядом с ничего не подозревающими обычными людьми.

Известный сценарист комиксов Грант Моррисон предложил идею, что при шельцы могли посетить Землю ещё во времена динозавров. Согласно его гра фической новелле «Динозавры против пришельцев» (Dinosaurs vs. Aliens), древние ящеры были разумны и между ними и гостями из космоса разгорелся напряжённый конфликт. Над этим проектом совместно с Моррисоном работает режиссёр Барри Зонненфельд, который планирует снять по мотивам «Динозавров против пришельцев» CGI-мультфильм.

Довольно необычный подход к палеоконтакту продемонстрировала группа Iced Earth в цикле концептуальных альбомов Something Wicked Saga. По сюжету, инопланетяне, причём агрессивные — это мы с вами, люди. Наши пред ки тысячи лет назад вторглись на Землю и уничтожили высокоразвитую цивилизацию сетиан. В отместку последние из аборигенов с помощью чёрной магии стёрли память людей об их происхождении. Лишившись памяти, человечество регрессировало назад к каменному веку, а сетиане продолжили подбрасывать нам с вами подлянки вроде религиозных войн и эпидемий.

В Советском Союзе о теории палеоконтакта заговорили едва ли не раньше, чем за рубежом. И, разумеется, советским фантастам эта идея не давала покоя. Моду начал Иван Ефремов, поднявший тему ещё в 1947 году в повести «Звёздные корабли».

Но самым активным последователем теории стал Александр Казанцев, который относился к идее палеоконтакта всерьёз и публиковал о ней научно-популярные рассказы ещё в 1950-60-е на страницах журнала «Техника — молодёжи». Казанцев и Ефремов приводили примерно те же аргументы, что и в трудах Саган и фон Дэникен, но особенно упирали на загадочные отверстия в черепах доисторических животных, похожие на пулевые.

В полной мере своим идеям о «старших братьях человечества» Казанцев дал ход в романе «Фаэты» (1973). Советский фантаст отталкивался от достаточно популярной гипотезы, что пояс астероидов, расположенный за орбитой Марса, некогда был планетой под условным названием Фаэтон. Казанцев написал роман-предупреждение, исходя из предположения, что этот мир был высокоразвитым и погиб из-за междоусобной войны его обитателей, фаэтов, которые внешне были очень похожи на людей.

Части фаэтов, впрочем, посчастливилось пережить гибель родной планеты. Беженцы сначала собирались обосноваться на Земле, но, обнаружив, что она обитаема, передислоцировались на Марс, где со временем построили настоящую цивилизацию-Утопию. О третьей планете от Солнца фаэты тоже не забыли и не раз отводили от неё беды, а также делились своими знаниями с её примитивными обитателями, которым пришельцы казались богами. Спустя тысячи лет люди вернули фаэтам долг.

-2
-3

С очень похожей историей Казанцева опередил Георгий Мартынов в трилогии «Звездоплаватели» (1955—1960). По версии Мартынова, Фаэтон погиб по естественным причинам, а его жители, предвидя это, заблаговременно переселились в другую звёздную систему. Впрочем, фаэтонцы успели немало наследить на окрестных планетах. Они даже оставили на Венере свой космический корабль, а под Южным полюсом Земли — подробное послание. Как и Казанцев, Мартынов верил, что земляне смогут отыскать своих бывших соседей по Солнечной системе.

Самая необычная версия палеоконтакта рассказана в «Аэлите» Алексея Николаевича Толстого. Пришельцы нашу планету не посещали — наоборот, это земляне-атланты, каста жрецов под названием «магацитлы», многие тысячелетия назад умудрились перелететь на Марс, где и растворились среди местных жителей. На цивилизации Красной планеты это, впрочем, никак не сказалось, так что когда до неё добрались современные люди, то они нашли на Марсе достаточно примитивное и очень жестокое общество.

Тему «старших братьев» из Солнечной системы советские фантасты любили так сильно, что исчерпали её до дна. Последующим поколениям она уже казалась банальной. Тем более, что исследованный вдоль и поперёк Марс оказался непригоден для жизни, а гипотетический Фаэтон должен был оказаться ещё более холодным.

В «Саге о Возвышении» Дэвида Брина палеоконтакт — совершенно обыденное в масштабах вселенной явление. Более того, именно оно служит основой межпланетной цивилизации. Практически все народы обитаемой галактики у Брина выбрались в космос не самостоятельно, а с помощью развитых цивилизаций. «Старшие братья» исследуют космос в поисках новых разумных рас, после чего «совершенствуют» своих подопечных и делятся с ними высокими технологиями.

Правда, «прогрессорством» в духе Стругацких тут и не пахнет. В качестве расплаты за «Возвышение» народ-клиент обязуется служить своим патронам на протяжении ста тысяч лет и даже после окончания ига обычно остаётся верным союзником своих благодетелей. Человечество в мире Брина — единственный народ, выбравшийся за пределы родной планеты без чужой помощи, что сделало наших потомков врагами многих обитателей Пяти галактик.

Как сторонникам теории палеоконтакта, так и тем, кто просто использует её в фантастике, постоянно приходится отвечать на вопрос: если наши предки сталкивались с инопланетянами, то где же эти пришельцы теперь? Наиболее распространённая версия гласит, что наши старшие братья по разуму по тем или иным причинам вымерли. Так что нам остаётся лишь изучать руины их цивилизаций.

Именно такое фантастическое допущение лежит в основе цикла Йена Дугласа «Морпехи в космосе» (Marines in Space). В первой трилогии под красноречивым названием «Наследие» люди обнаруживают на Марсе, Луне и спутнике Юпитера Европе артефакты, оставленные инопланетянами. За обладание невиданными технологиями разворачивается нешуточная борьба между США и большинством прочих государств планеты — за исключением, как ни странно, России. В последующих романах цикла землянам благодаря наследию пришельцев удаётся выбраться в далёкий космос. Здесь им предстоит сразиться с жестокой расой Ксул, которая и повинна в гибели предыдущих звёздных цивилизаций.

Схожие мотивы звучат и в цикле «Пятая империя» Дэвида Вебера. В его версии сама Луна оказывается разумным космическим кораблём под названием Дахак, на котором около пятидесяти тысяч лет назад произошёл мятеж. Всей команде пришлось переселиться на доисторическую Землю, а Империя, из которой происходил экипаж Дахака, за минувшие тысячелетия пала под ударами иной цивилизации. Так что кораблю, выдававшему себя за спутник Земли, не остаётся ничего иного, кроме как вступить в союз с людьми, чтобы одолеть потомков мятежников и подготовиться дать отпор тем, кто уничтожил его родную Империю.

В последние годы подобные идеи вовсю используют и сценаристы видеоигр. Например, во вселенной Mass Effect человечество выбралось за границы Солнечной системы только благодаря найденным на Марсе артефактам погибшей цивилизации протеан. В далёком прошлом они присматривали за молодыми расами, в том числе и за людьми, планируя в будущем сделать их своими вассалами. Однако затем протеане были уничтожены расой разумных машин — Жнецов, регулярно «очищающих» вселенную от высокоразвитых народов. К счастью, перед гибелью протеане успели оставить послания для потомков, и эта информация помогла людям и их союзникам в борьбе со Жнецами.

В истории вселенной Halo погибшая древняя цивилизация также играет важную роль. Именно Предтечи создали конструкцию, которая дала название этому игровому сериалу. Несмотря на технологии, о которых и в XXVI веке люди могут только мечтать, Предтечи не смогли устоять перед натиском космических паразитов, известных как Поток. Чтобы остановить их, Предтечам пришлось пожертвовать собой и уничтожить большую часть жизни в галактике — но и это стало лишь временным решением проблемы. Так что спустя сотню тысяч лет и людям пришлось иметь с ним дело, а сохранившиеся технологии Предтеч оказались в этом неплохим подспорьем.

В играх историю Предтеч нам приходилось собирать по крупицам, но в последнее время авторы решили ближе познакомить нас с этим таинственным народом. Сначала вышел сборник короткометражных аниме Halo Legends, один из эпизодов которого посвящён войне между Предтечами и Потоком. А в 2011 году стартовала трилогия Грега Бира, озаглавленная «Сага о Предтечах» (The Forerunner Saga), которая посвящена закату цивилизации Предтеч. Из неё мы, в частности, узнали, что в далёком прошлом люди уже умели выходить в космос. Тогда между ними и Предтечами разгорелась война, которую наши предки проиграли. Во избежание нового конфликта Предтечи разрушили все плоды предшествующей эволюции человеческой расы, заставив наших праотцов начинать всё сначала.

Пожалуй, ни в одной другой фантастической вселенной теория палеоконтакта не играет такой значительной роли, как в «Звёздных вратах». Здесь она лежит в основе всей мифологии.

Высокоразвитый народ, внешне похожий на обычных людей и зовущийся попросту Древними, десятки миллионов лет назад создал сеть порталов, позволяющих путешествовать между планетами и даже галактиками без космических кораблей. Древние основали на просторах Млечного Пути огромную империю, в которую входила и Земля. Но затем из-за эпидемии им пришлось перебраться в иную галактику.

Хотя это произошло миллионы лет назад, память о Древних, пусть и в искажённом виде, всё же сохранилась у землян. Так, легендарная Атлантида была всего лишь крупным городом Древних. И ее вовсе не поглотили воды мирового океана — напротив, она вместе со всеми жителями переместилась на другую планету.

Уже на заре первых человеческих цивилизаций до нашей планеты добралась ещё одна инопланетная раса — змееподобные паразиты гоа’улды, использовавшие гуманоидов в качестве носителей. Эти пришельцы поработили наших предков, вывели на их основе новый вид, могущественных воинов джаффа, и переселили многих людей на прочие планеты своей империи. К счастью, междоусобица заставила гоа’улдов покинуть Землю. Они остались в мифологии человечества как боги — Ра, Осирис, Апоп и Баал.

Когда люди обнаружили звёздные врата и начали исследовать иные миры, первой же планетой, на которую они попали, стал Абидос, где наш старый знакомый Ра восстановил древнеегипетские порядки и правил как бог. Земляне положили конец тирании Ра, но позднее им ещё не раз приходилось вступать в конфликты с его сородичами.

* * *

Не исключено, что когда-нибудь доказательства палеоконтакта заставят нас переписать учебники истории. А быть может, эта теория останется в памяти наших потомков как красивый, но лишённый оснований миф XX века. Даже если так, её стоило придумать хотя бы потому, что она послужила источником идей для множества талантливых писателей и сценаристов.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц