Найти тему
Балканист

Набожные фашисты и крупнейшая ошибка Ватикана

Борьба с православием — одной из скреп национальной идентичности сербского народа и связующим звеном сербов с русским миром — сегодня переходит на новый уровень. И тут, на фоне событий в Черногории, логично вспомнить, как менее сотни лет назад националисты Хорватии (страны, которая сегодня является членом ЕС и, по версии Запада, эталоном демократии) при поддержке Ватикана насаждали в стране диктат католицизма, физически истребляя тех, кто держался за веру отцов.  

Следует отметить, что автор не проявляет религиозной нетерпимости и не придерживается языка ненависти – речь идет о восстановлении исторической справедливости.

Зверства усташей и их тесное сотрудничество с Ватиканом – один из самых неприятных для Европы вопросов; воистину незаживающая язва Евросоюза. Не секрет, что британская и американская разведки поддерживали многих профашистских лидеров, в том числе идеолога хорватского национализма Анте Павелича, возглавлявшего Независимое государство Хорватия (марионеточное государство, образованное усташами — хорватскими националистами — при поддержке стран «оси»; просуществовало с 1941 по 1945 гг.). Тем не менее тот факт, что и католическая церковь не только оказывала всестороннюю поддержку движению усташей (многие католические функционеры поддерживают их и сейчас, демонстрируя политику ревизионизма), но и, как утверждают источники, способствовала бегству Павелича от правосудия, не столь широко известен. Его не принято обсуждать в демократической прессе. 

Примечательно, что после победы над фашизмом Святой Престол не признал своих ошибок. В Ватикане пытались канонизировать папу Пия XII, поддерживавшего хорватский фашизм, причислили к лику блаженных кровавого кардинала Алоизия Степинца (об этом человеке следует рассказать отдельно, но примечательно, что ватиканский вестник L’Osservatore Romano называл суд над кардиналом в 1946 году «процессом над Католической церковью») и регулярно выказывают поддержку сегодняшним хорватским националистам, пытающимся обелить своих кровожадных предшественников.

В статье Джулии Горин «Братская могила истории: кризис идентичности Ватикана во Вторую мировую войну», опубликованной в 2010 году в издании Jerusalim Post (и спровоцированной попытками канонизировать папу Пия XII), рассказывается, как лидер усташей Анте Павелич, который критиковал Гитлера за слишком мягкую политику в отношении евреев, несколько раз посещал предстоятеля католической церкви. 

Анте Павелич на встрече с Адольфом Гитлером 9 июня 1941 года / United States Holocaust Memorial Museum
Анте Павелич на встрече с Адольфом Гитлером 9 июня 1941 года / United States Holocaust Memorial Museum

В статье немало шокирующих подробностей, изобличающих практику насильственного обращения в католическую веру. Православных священников и прихожан, евреев и цыган убивали на месте — методами, достойными Средневековья — или же отправляли в концентрационные лагеря, в которых погибли сотни тысяч человек. Причем даже отречение от своей веры не означало спасения от мученической смерти.

Автор пишет о том, как в августе 1941 в одной из церквей Загреба шеф городской полиции Божидар Короушски собрал и насильно обратил в католицизм более тысячи сербов, после чего объявил: «Теперь, когда вы все стали католиками, я могу гарантировать спасение ваших душ, но не могу гарантировать спасение ваших жизней», после чего всех безжалостно истребили. 

Чтобы перечислить все зверства усташей, понадобится несколько томов, однако для того, чтобы охарактеризовать их и их лидера, достаточно привести пример, описанный одним из журналистов, обслуживавших режим Муссолини. Во время интервью с хорватским поглавником (диктатором) журналист обратил внимание на огромный сосуд с тем, что он принял за устрицы, и поинтересовался, пойманы ли они в Далмации. На это Анте Павелич похвастался, что это 40 фунтов глазных яблок, вырезанных у сербов и присланных ему в качестве подарка. 

В своей книге «Хорватский вопрос» Анте Павелич перечислил главных врагов хорватов — сербское правительство, международное франкмасонство, а также евреев и коммунистов. Все, кто мог показаться усташам причастным к этим категориям (и не только), варварски истреблялись. В целом, и сама личность Павелича, и ее значение для хорватского национализма изрядно напоминают ситуацию с культом Бандеры на Украине. 

Попытки возвысить и обелить фигуру фашистского палача — это ключевое звено в стараниях не только оправдать зверства своих предшественников, подвести под них «философско-идеологическое обоснование», не пересекающееся напрямую с фашистской доктриной, но и объяснить сегодняшний шовинизм и готовность проливать кровь. Причем украинский опыт в Одессе и на Донбассе, и хорватский опыт в Сербской Краине наглядно демонстрируют, что национализм сегодня, при сопутствующих обстоятельствах, вполне готов скатиться в не меньшее безумие, чем зверства усташей и бандеровцев в годы Второй мировой войны.   

Чудовищность преступлений поглавника зачастую шокировала даже режим Муссолини, тем не менее этот человек казался Ватикану вполне подходящим для ведения дел. Марк Ааронс и Джон Лофтус в своей книге «Несвятая троица: Ватикан, нацисты и швейцарские банки», выдвигают немало доказательств (так никем впоследствии и не оспоренных) поддержки Ватиканом движения усташей и Анте Павелича лично. 

Анте Павелич и архиепископ Загреба Алоизие Степинац в 1941 году
Анте Павелич и архиепископ Загреба Алоизие Степинац в 1941 году

После капитуляции Германии Анте Павелич вместе с потоком беженцев двинулся в Австрию, где, по мнению авторов, надеялся связаться с Ватиканом и британской разведкой, чтобы организовать эвакуацию, свою и своих соратников. Практичные и склонные к бюрократии англичане слишком долго думали, что же делать со своим бывшим агентом, поэтому хорватского поглавника приютили в Риме. 

Великобритания давно возмущалась этой дружбой. Марк Ааронс и Джон Лофтус в деталях описывают дипломатический конфликт: «Бюрократы из британского МИД с возмущением отнеслись к сношениям между Папой и ”печально известным террористом и убийцей”, называя Пия XII ”величайшим моральным трусом нашего века”. В ответ в Риме оправдывались, что принимали Павелича не в качестве главы хорватского государства, а как частное лицо».

В то же время, по мнению авторов, британцы явно лицемерили, так как именно британская разведка перед войной активно пользовалась услугами Анте Павелича, несмотря на его репутацию. Впоследствии совместными усилиями Ватикана, британской разведки и ЦРУ была создана любопытная формулировка, оправдывающая сотрудничество с лидером усташей и базирующаяся на том, что «в борьбе с СССР все средства хороши», поэтому сотрудничество велось именно с ним, а не с Тито:

«Преступления Павелича не могут быть забыты, но он должен отвечать перед хорватским народом… В то время как Павелич, вероятно, виновен в гибели 150 тысяч человек, Тито является агентом Сталина, ответственного за гибель десятков миллионов человек на Украине, в Белоруссии, Польше, Прибалтике и Балканах за 25 лет».

«Безупречная» логика, ничего не скажешь.

Анте Павелич в 1957 году после покушения в Аргентине
Анте Павелич в 1957 году после покушения в Аргентине

Издание Jerusalim Post цитирует рассекреченный в 2000-х годах официальный документ разведки США: «Павелич был спрятан в католическом монастыре в Риме. 12 сентября 1947 года офис американского контрразведывательного корпуса сообщил, что «контакты Павелича настолько серьезны и его нынешняя позиция настолько компрометирует Ватикан, что выдача субъекта может нанести ошеломляющий удар по Римско-католической церкви». Из Рима Павелич бежал в Аргентину, где стал советником президента Хуана Перона по вопросам безопасности, который выдал тысячи виз для усташей.

Израильская журналистка Джулия Горин выбрала для своей статьи невероятно удачную формулировку «братская могила истории». В этой могиле — миллионы фактов и доказательств, поступков и жестов, способных взорвать картину реальности, сотканную в эпоху постправды и расползающуюся по швам, готовясь уступить место чему-то новому. 

Это новое не наступит без признания ошибок. Не столько потому, что мы можем повторить свое прошлое. Нет, обстоятельства слишком изменились, чтобы ревизионизм мог стать чем-то большим, чем фантомные боли разномастных фриков, неспособных вписаться в новое время и продолжающих лелеять свои безумные мифы о национальном доминировании. Признать ошибки нужно для того, чтобы наконец провести беспристрастную оценку новейшей истории и освободиться от призраков прошлого.

И для того, чтобы все эти ужасы никогда больше не повторились. Увы, по итогам последних десятилетий стоит признать, что мы в этом здорово сдали назад. 

Фото: Анте Павелич, поглавник марионетчного фашистского Незивисимого государства Хорватия (1941-1945 гг.)