Найти тему

Тайны тихого Дона. Часть 1

Аксайский бункер
Аксайский бункер

Есть у меня один знакомый, дед Митя. Живет он в Аксае. Когда я бываю там по работе, я его навещаю. Дед старый, но крепкий, в свои девяносто резво ходит на своих двоих, бывший военный, живет один—жена умерла, лет десять тому назад. Сын и внуки живут в другом городе, навещают редко. Вот и в этот раз я заехал к нему. Увидев меня, дед очень обрадовался.

—Санёк, а оставайся у меня с ночевой, -предложил дед.-Завтра суббота, выходной. Посидим, поговорим.

А почему бы и нет,-подумал я,- порадую старика.

—А давай, дед Мить, останусь.

Дед чинно кивнул, но глаза блестели от радости.

Уже вечерело, когда мы, плотно поужинав, расположились в беседке под яблонями. Был конец лета. На яблонях краснели, наливаясь, крупные яблоки. Год выдался урожайный, плодов было много. От тяжести ветки гнулись к земле и, чтобы они не сломались, деду приходилось подставлять под них палки- рогатины.

Воздух, после жаркого дня, медленно остывал, наполняясь прохладой, тянувшейся с Дона. До реки отсюда не далеко, иногда были слышны гудки проходящих мимо барж.

—Хорошо,—протянул я.—Дед Мить, а расскажи что-нибудь про места эти. Из секретных архивов.

Дед хитро улыбнулся.

—Военные тайны выведываешь? Да ладно, чего там. Что же тебе рассказать?

—Говорят, у вас тут катакомбы есть?

—Как же, имеются. Подземный бункер. Вернее то, что от него осталось.

Дед помолчал, собираясь с мыслями.

— В 50-х годах получило наше командование приказ из Москвы —построить запасной коммандный пункт СКВО. Строили его в Мухиной балке. Работы велись по-тихому, в основном по ночам, место строительства было затянуто комуфляжной сеткой, а на холме напротив стояла зенитная артиллерия. На всякий случай. Местные жители ни о чем не подозревали, хотя ближайшее жильё было расположено всего в метрах в пятистах.

Бункер был построен по всем канонам угрозы ядерной войны и должен был выдержать попадание атомной бомбы. Сам знаешь тогдашнюю обстановку, холодная война. Под толстым слоем земли стальная броня, дальше больше метра железобетона. Вглубь земли бункер уходит метров на восемьдесят. Строили двадцать лет. Там была своя дизельная станция, канализация, фильтры для очистки родниковой воды. Имелась особая система отопления. А для руководства были кабинеты с дорогой обстановкой, и даже бассейн. В общем денег не жалели. К концу 70-х подземный город был достроен. Площадь его была три квадратных километра

Дед замолчал, переводя дух. Глотнув из стакана компоту, продолжил рассказ.

—А помимо бункера были там секретные лаборатории. Руководили ими непосредственно из Москвы. Простым смертным вход туда был строго воспрещен. Что делалось в этих лабораториях засекречено до сих пор. У нас ходили разные слухи: что там сейсмологическая лаборатория, изучавшая как можно вызвать искусственное землетрясение, что там испытывали пороховые иммитаторы ядерных снарядов. Ещё, говорили, что там испытывали супер снаряды. Я сам видел технику вывезенную из того бункера—груда искореженного металла, прожжённая от лобовой брони до кормы. А что было на самом деле...

Под землей грохотало там день и ночь. Толчки ощущались даже в Ростове. В округе рушились дома, а иногда даже уходили под землю.

В середине восьмидесятых эксперименты прекратились, а вскоре был дан приказ взорвать проходы внутрь бункера. Остались лишь ходы до десяти метров длинной.

В девяносто третьем бункер официально перестал существовать по договору о разоружении. Грачёв (министр обороны, прим. автора) сам приезжал на закрытие.Двадцать лет строили, миллиарды вложили, а потом всё прос..ли.

Дед зло спюнул и надолго замолчал.

Ночь была тёплой. Громко стрекотали сверчки, наполняя округу своей песней. Конец августа это их время. В ночи послышался гудок баржи.

—Дед Мить,-прервал я молчание, -а утебя удочки есть?

—А как же, на Дону ведь живу.

—Давай завтра с утра на рыбалку съездим?

—А что, Саня, давай. Сто лет уже не был.

На том и порешили.

Продолжение следует