На примере картины Веласкеса «Менины»
Этот неуклюжий научный термин обозначает интерпретацию одним художником картин другого.
Самый известный интерпретатор «Менин» - Пабло Пикассо. Со свойственными ему страстью и производительностью, интерпретировал «Менины» Веласкеса целых 58 раз! Причем вся серия была создана в течение 1957 года, художник работал над ней с августа по декабрь. ⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀ ⠀
Пикассо буквально препарировал «Менины», выворачивал их наизнанку, разбирал по мельчайшим деталям. В самом музее Прадо о серии говорится очень емко: «исчерпывающее изучение формы, ритма, цвета и движения».
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
В момент работы над циклом художнику было 76 лет. Возможно, он таким образом переосмыслил период своего ученичества в Королевской академии изящных искусств, где был вынужден часто копировать классиков...
Первая в серии Пикассо картина делает акцент на фигуре «черного человека» в дверном проеме, которым в оригинале является гофмейстер королевы Хосе Ньето, по факту он - всего-навсего хранитель королевских гобеленов. По данным некоторых исследователей оригинальных «Менин» Веласкеса именно эта фигура, а не инфанта Маргарита, является центральной в экспозиции. Возможно, он является фактическим отцом девочки, и именно это позволило ей достичь зрелого возраста, несмотря на рождение в кровосмесительном браке? Хотя это уже невозможно установить.
Во всех своих «Менинах» Пикассо обобщает формы и делает их сугобо геометричными. Персонажи как будто конфликтуют друг с другом, даже самый спокойный герой Веласкеса - испанский мастиф - в новых интерпретациях порой выглядит анрессивно. Возможно, художник хотел передать атмосферу скрытой вражды и неискренности, которая царила при дворе.⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Художник дает зрителю полную свободу для размышлений и ассоциаций: сюжет можно достраивать и углублять сколь угодно долго... Наверно, в этом была цель серии: показать многомерность простого, на первый взгляд, рассказа о семье, пусть и королевской.
Через 30 лет после Пикассо, в 1986-1987 гг. Михаил Шемякин посвятил много времени анализу работ гениального испанца, в том числе и его трактовок «Менин». На первый взгляд, он анализирует предшественника достаточно бережно, не так беспощадно как сам Пикассо Веласкеса.
Цвета становятся ярче и глубже, линии тоньше, сплетение геометрических узоров начинают претендовать на самостоятельную роль. Версия «Менин» Шемякина сейчас хранится в Университете Сан-Франциско и никогда не покидает его стен. Увидеть ее можно только на фото, однако и дистанционно работа производит сильное впечатление.
«Менины» Шемякина - это не вторичное цитирование, он обращается не только к Пикассо, но и к первоисточнику - Веласкесу. Образ инфанты трактуется им в совершенно другом ключе. Это не милая принцесса, а Госпожа Смерть. Почему же? На мой взгляд, здесь Шемякин развивает мотив семейной истории, который заложен у Веласкеса.
⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀⠀
Здесь уже не история конкретной хорошенькой девочки, а история гибели великого рода. Не случайно мама и папа, король и королева, отражаются в зеркале в виде скелетов. Величественная сага о столетиях кровосмесительных связей, принцессе, последней в роду, в равной степени прекрасной и нежизнеспособной.
В этом контексте вспоминается уже другой испаноязычный классик Габриэль Гарсия Маркес со своим самым известным романом «Сто лет одиночества». Судьба последнего из рода Буэндия многим известна. Кстати, там тоже речь идет о наследственной генетической аномалии...
Может сложиться неверное впечатление, что интерес современных художников к «Менинам» Веласкеса носил единичный характер. На самом деле, в конце XX - начале XXI века мир искусства захлестнула настоящая эпидемия интерпретаций этой картины. Всех, кто использовал эту тему, в одной статье перечислить невозможно. Назову только тех, кто наиболее впечатляет своими достижениями.
Джоель Питер Уиткин. Работы этого мастера многим кажутся пугающими и аморальными (строго 18+), но, по своим собственным словам, он выбирает сюжеты и моделей, чтобы «вознести человека, расширить его взгляд на этот мир, придать высокий смысл нашей жизни». В целом, его работы можно назвать «Цветы зла», по аналогии с поэзией Бодлера, к эстетике которого он косвенно обращается.
Ясумаса Моримура. Японский художник с 1980-х гг. работает в жанре, который сам характеризует как нечто среднее между селфи и автопортретом. Он вживается в образы героев картин великих художников прошлого и тем самым придает им новое прочтение. Инфанта Маргарита тоже есть в его коллекции образов.
Маноло Вальдес. Этот художник сам родом из Валенсии, поэтому Веласкес ему как родной! Он создал целый цикл образов по мотивам «Менин», выполненных из бронзы в разных отливках. По его мнению, перевод живописных произведений в другой материал дает им новую жизнь. Вот его собственные слова: «Живопись - это дополнение, накопление, все в ней перемешано. Есть художники, которые верят, что их работы отменяют все предшествующее, но, возможно, предшествующее отменяет нас”.
Антонио Аззато, итальянский скульптор, разработал идею долгосрочного проекта «Менины». Он выполнил 80 белых фигур фрейлин по мотивам картины Веласкеса, в оформлении которых участвовали и другие художники. Высота каждой фигуры 180 см, диаметр платья – 160 см, а вес – 30 кг. Эти оригинальные произведения искусства можно увидеть на улицах испанской столицы.
Надеюсь, было интересно! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и следите за обновлениями :-)