«Священство есть таинство, в котором Дух Святый правильно избранного чрез рукоположение святительское поставляет совершать таинства и пасти стадо Христово» (Пространный катехизис)
Незадолго до Своего Вознесения Господь сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф.28:19-20). Таким образом, священническое служение включает в себя учительство (научите), священнодействие (крестя) и служение управления (уча их соблюдать). Это тройственное служение учительства, священнодействия и управления – имеет общее наименование пастырства. Священнослужители поставляются, для того чтобы пасти Церковь (Деян.20:28).
Хирото́ния (от греч. χειρ – рука и τονεω – полагаю, рукоположение) – Таинство Священства (также Рукоположение), в котором христианину сообщается особая благодать для учения и священнодействий.
Канонические препятствия к рукоположению определяются на основании канонов(правил) Православной Церкви. Препятствия к посвящению определяются на три вида:
- физического (возраст, состояние здоровья, телесные недостатки),
- духовного (недостатки веры, нравственные пороки, отсутствие необходимых знаний).
- социального характера (семейное положение, его обязанности перед государством, его общественная репутация).
Препятствия к рукоположению(хиротонии) выявляются в беседе с архиереем (или назначенным им экзаменатором), на ставленнической исповеди и через свидетельство церковного народа. Окончательное решение о возможности рукоположения принимает епархиальный архиерей. Отметим лишь, что в Таинстве Крещения человеку прощаются грехи, в том числе и те, что являются каноническим препятствием для принятия священства.
Канонические условия препятствующие принятию сана содержатся в Книге Правил, включающей в себя каноны Семи Вселенских и 10-ти древних Поместных соборов, правила святых апостолов и святых отцов, а также — в номоканоне, где ко всему еще прибавлены правила и установления некоторых патриархов Константинопольских и святых епископов, принятые полнотой Православной Церкви к руководству.
Согласно этим правилам, не может быть священником:
- человек, впавший в грех мужеложства в полной мере (в пассивной или активной форме) даже в несовершеннолетнем возрасте («как прохудившийся сосуд не годен в священство»);
- человек, впадавший в противоестественные половые сношения с женой, в иные плотские извращения;
- человек, впадавший в блуд после Крещения;
- человек, занимавшийся волхвованием, гаданиями, чародейством после Крещения;
- человек, дважды женатый, или женатый не на девственнице, или вдове, или разведенной, или соединившийся с невестой прежде венчания, или если его жена прелюбодействовала от него;
- человек, совершивший убийство, или укравший что-либо у людей, или совершивший святотатство (кражу церковных вещей);
- человек, после Крещения отрекавшийся от веры во Христа, даже если это было совершенно из страха преследований;
- человек, пытавшийся использовать мирских начальников для получения сана, или пытавшийся получить сан за деньги, предлагаемые епископу;
- человек «неучителен», то есть совсем лишенный способности учить людей и проповедовать Слово Божие;
- человек с увечьем или телесными недостатками;
Кандидаты в священство в основном готовятся в духовных учебных заведениях под начальственным наблюдением патриарха, осуществляемым через Учебный комитет.
В настоящее время, после многих десятилетий гонений на Церковь, необходимость заставляет подчас поставлять на священные степени и лиц, не получивших специального богословского образования, впрочем, не без соответствующего испытания их на знание догматов, основных канонов и богослужебного устава.
Поповская греховность и святость Таинств.
"Бог в душе, и мне не нужны посредники!"
Если понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал!