А невеста его любила другого.
У русского воеводы Никифора было две дочери - Дуся и Марья. Сам Никифор Юрьич верой и правдой служил царю Михаилу Федоровичу, первому Романову. Был он из рода Плещеевых, старинного и исконно русского - от черниговского боярина Федора.
И дочек своих хотел видеть женами уважаемых русских людей. Старшенькую Евдокию стал он сватать за князя Ивана Борисыча, происходящего от самого Ярослава Мудрого. Тот был человеком небедным и при дворе важным.
А вот с младшей вышло иначе. Машенька была красавицей и отцовской радостью. Только красота ее подвела. Призвал царь Михаил Федорович к себе Никифора и сообщил, что воля его, чтобы ханы в Касимове перестали править, а для этого повелевает он хану Сеид-Бурхану принять крещение и жениться на Никифоровой дочери Марии.
Хан Василий
Отец Сеид-Бурхана Арслан-хан был человеком своенравным. И хоть подчинялся Москве, регулярно мутил умы подданных своих и православия у себя не хотел. Всех своих четырех жен он взял у своего народа и сыну своему наказывал, и матери его Фатиме давал указ. Шутка ли, быть потомком самого Чингисхана, хранить память и славу его в веках.
Дед его ханствовал в Сибири, а его дед - в Большой Орде. По прямой линии Сеид-Бурхан был потомком одного из сыновей великого хана монголов. Но за годы истории подрастерялся их характер.
По велению государя стал Сеид-Бурхан Василием, а фамилию ему дали Касимовский. Всех своих внуков ханша Фатима должна была крестить в православие.
А родила их дочь воеводы немало. Общим числом девятерых, среди которых двух дочек. Младшенькой Домне жениха не искали, хотели поберечь.
Полукровка Домна
Но зажиточный князь Юрий Яковлевич как раз собирался жениться вторично, так как от первой супруги даже детей не осталось.
Домна Васильевна, а по сути ханская дочка, стал княгиней Хилковой. Сестра ее Евдокия, впрочем, тоже не засиделась - вышла замуж за боярина и стала родней самой царице. Свадьбы дочери хан скорее всего не дождался, так как в год его ухода зятю было всего восемнадцать лет, а на Домне он женился вторым браком.
То же можно сказать и о бабушке Домны султанше Фатиме. Она оставила семейство через пару лет. Когда Хилковы собрались выдавать замуж дочь Прасковью, из заграницы как раз вернулись князья Долгоруковы. Россия возрождалась, царь Петр I имел большие планы, а Долгоруковы уже давно служили при государях.
Из ханов в князи
Старший князь бывал в Париже, Польше и Дании, а сын его Алексей и по Италии путешествовал. Алексей был галантен и образован. О таком женихе можно было только мечтать. Отец Прасковьи тоже не отставал от эпохи. Он занялся кораблестроением, что было важно для государя и России, так что вращался в прогрессивных кругах.
Где-то там он и сошелся накоротке с Долгоруковыми и оба князя решили породниться. Неизвестно, знал ли будущий муж, что дед его невесты - сам Касимовский хан, но Алексей был прогрессивным князем, не подверженным стереотипам.
Тем более, не исключено, что к свадьбе имел отношение и царь Петр, который совсем не признавал дремучести взглядов. Первенец Долгоруковых повел Прасковью под венец. Муж пошел вверх по карьере, а жена исправно рожала ему детей.
Жених для ханской правнучки
Их появилось у князей семеро. И все - правнуки хана. Но Алексей так быстро вошел в государственные круги, что дети Долгоруковых уже были обеспечены хорошими связями. Старшие дети вообще воспитывались у деда за границей.
Там юная Катенька и полюбила впервые. Вторая дочь Алексея и Прасковьи мечтала о свадьбе с австрийским графом. Чего только не напридумывают девушки. Впрочем, ее настоящий жених тоже имел европейские корни. Его матерью была немецкая герцогиня. Но что толку, если по отцу он был не просто русским, а русским императором.
Собственно, и на трон его посадили Долгоруковы, давно обосновавшиеся в Тайном совете.
Не императрица
После государыни Екатерины он был самым удобным наследником, которым можно было управлять. Так же, как и Катенькой, которая без звука пошла к нему в невесты по желанию родни.
Девушке было семнадцать лет, а наследник отметил четырнадцатилетие.
Без сомнения, и брак состоялся так, как задумали его Долгоруковы. Но жизнь этому помешала. Петр ушел, а на престоле оказалась Анна Иоановна. Долгоруковым не поздоровилось, а Катю вообще выслали с глаз.
Ей все же удалось побывать замужем, но правнучка хана Касимова так и не стала матерью. Кто знает, как сложилась бы ее история, если б ее предки смогли хотя бы сохранить свой род.
Но потомок ее братца Ивана Дмитрий Долгоруков все же попал на службу в Османскую империю, где правили хоть и не ханы, но близкие по духу его предкам султаны. Однако служил он там все равно России, которая давно была ему настоящей родиной.