Найти тему
Телеспутник

Операция «Спутник»

60 лет назад были разработаны и изготовлены в нескольких экземплярах первые советские транзисторные телевизоры «Спутник-1» и «Спутник-2». В этой статье мы расскажем увлекательную историю этого неординарного события в истории советской телевизионной отрасли.

ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ЯПОНЦЕВ

К середине 1950-х годов производство телевизоров в СССР набирало обороты. В год выпускалось несколько сотен тысяч ламповых ТВ-приемников, медленно, но верно они превращались из экзотической технической новинки в относительно доступный, хотя и очень дорогой предмет интерьера квартир советского человека. Эта тенденция хорошо прослеживается при внимательном просмотре советских кинофильмов: если в начале 1950-х в красном углу квартиры непременно стоял ламповый приемник, то в конце этого десятилетия и особенно в 1960-е годы на экране все чаще появляются КВН-49, «Ленинград-Т2» и другие советские телевизоры. С позиции сегодняшнего дня можно утверждать, что технические характеристики массовых советских моделей мало в чем уступали (если уступали вообще) лучшим мировым образцам. Это легко объяснимо: в те годы товары народного потребления, особенно высокотехнологичные, выпускались на оборонных предприятиях. Так сказать, в нагрузку к основной военной продукции. А уж военную технику у нас всегда умели делать на совесть. Справедливости ради отметим, что элементная база и материалы, доступные конструкторам бытовых устройств, имели значительно более бедный ассортимент, чем у их коллег «спецушников», так как лучшая элементно-компонентная база как тогда, так и сейчас, шла в первую очередь на нужды обороны страны. Тем не менее советские ламповые радиоприемники и телевизоры до сих пор вызывают уважение основательностью своей конструкции и качеством исполнения.

Одним словом, советская телевизионная отрасль к середине 1950-х годов уже крепко стояла на ногах. Поэтому у руководства Министерства радиопромышленности СССР возникла идея удивить мир на какой-нибудь международной выставке. В те годы научно-технический салон инновационных технологий «Эврика» в Брюсселе имел непререкаемый авторитет среди инженеров всего мира. Поэтому «Большая золотая медаль» салона была чем-то вроде технологического «Оскара» и являлась признанным международным знаком качества для технических разработок. В разные годы этой медали удостаивались автомобиль ГАЗ-21 «Волга», электрофон «Аккорд-001» и еще целый ряд выдающихся разработок советских инженеров.

Поэтому в конце 1950-х годов перед руководством головной организации телевизионной отрасли —Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) — была поставлена задача изготовить и продемонстрировать на одной из ближайших «Эврик» нечто такое, чего и близко не было у конкурентов.

Понятно было, что сделать ламповый чудо-телевизор вряд ли удастся, так как их базовая светотехника к тому времени уже стала оптимальной, а, значит, классической для моделей всех ведущих компаний во всем мире. Можно было, конечно, попробовать создать проводной пульт дистанционного управления, чтобы с его помощью переключать телепрограммы. Однако в то время даже в Москве и Ленинграде передавали всего две-три ТВ-программы, поэтому особой нужны в этом не было — в отличие от радиоприемников, где можно было часами путешествовать по радиоэфиру на разных частотах и диапазонах. Поэтому для топового советского лампового радиоприемника «Фестиваль» (1957 г.) проводную «лентяйку» сделали, а вот для телевизоров делать не стали.

Куда более амбициозной — с учетом тотального господства ламповых аппаратов — представлялась задача сделать транзисторный телевизор. Тем более что тогда транзисторы были самой горячей технической новинкой, так как их серийный выпуск американская компания Bell Labs начала лишь в 1951 году. Удивительно, но в СССР производство точечных транзисторов (ТС1—ТС7) запустили в серию уже в 1953-м, а плоскостных (П1) — в 1955-м. Но что это за транзисторы? Их коэффициент усиления был очень мал, они были низковольтными и низкочастотными, а повторяемость параметров от партии к партии транзисторов была крайне низкой. В быту на их основе можно было создать лишь малогабаритный радиоприемник, что блестяще осуществили инженеры Sony — одного из признанных первопроходцев эры транзисторов. Эта японская компания всегда отличалась инновационностью и смелостью инженерной мысли, поэтому неудивительно, что ей первой в мире удалось в 1955 году разработать транзисторный приемник TR-55, а спустя два года запустить в серию «карманный» Sony TR-63, который появился на рынке США в 1957-м. Хотя Sony TR-63 был действительно компактным, назвать его карманным в прямом смысле слова было нельзя, так как он не помещался в нагрудный карман рубашки. Однако в Sony пошли на нестандартный ход — сшили для своих рекламных агентов специальные рубашки с увеличенным карманом, в котором чудо японской электроники свободно помещалось.

Однако дистанция от карманного транзисторного приемника до транзисторного телевизора, что называется, как до Луны. Во-первых, частоты УКВ-диапазона, в котором передаются телевизионные программы, много выше, чем частоты радиопрограмм в диапазонах МВ и ДВ. К тому же телевизионный сигнал в эфире имеет более широкую полосу, чем сигнал радиостанции. Во-вторых, схемы разверток кинескопа (даже с маленьким размером экрана) требуют очень высокого напряжения и токов, особенно для строчной развертки. Казалось, что эти задачи для уровня электронной техники тех лет были почти нерешаемыми. Однако отдел научно-технической информации МНИТИ и его пытливые инженеры раскопали в зарубежных научных журналах информацию о том, что после создания транзисторного приемника Sony начала разработку малогабаритного транзисторного телевизора. Это был вызов, который советские инженеры-телевизионщики решили принять.

ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К «СПУТНИКУ»

В МНИТИ разработку транзисторного телевизора поручили коллективу инженеров, которые до этого успешно создали и запустили в серию первую самостоятельную разработку института — ставший популярным у населения черно-белый телевизор «Авангард». И хотя его схема была выполнена целиком на лампах, это ничуть не смутило коллектив разработчиков: А. Я. Брейтбарта, Л. Г. Семенова, Е. Е.Филиппова, Я. И. Эфрусси, В. И. Кузьмину, С. М. Гринина, Б. Н. Хохлова, Джеймса Мак-Миллина, В. Г. Кольцова, и других. Благо опыт работы с транзисторами в МНИТИ уже был.

Первое время проект, прямо скажем, не ладился. Капризные транзисторы «горели синим пламенем» при малейшем превышении рабочих режимов, схемы самовозбуждались и отказывались работать на высоких частотах. Но сложнее всего приходилось специалистам по развертке, так как высокое напряжение первенцы советской микроэлектроники переносили плохо. Иногда возникало сомнение в том, что задача вообще решаема.

Между тем по другую сторону света в Стране восходящего солнца дела обстояли ненамного лучше. Закон Ома — он и в Японии закон Ома, поэтому у японских инженеров были точно такие же проблемы. Однако их преимущество заключалось в том, что им были доступны не только самые совершенные транзисторы, имевшиеся на мировом рынке, но и другая необходимая элементная база, включая малогабаритные электролитические конденсаторы, которые всегда были ахиллесовой пятой советской радиоэлектроники. Японцам упорства не занимать, и они, как настоящие самураи, упорно шли к заветной цели. Вскоре они показали первые макеты на основе малогабаритного кинескопа с размером экрана 8 дюймов. Каким-то непостижимым образом эта информация попала в Москву, и инженеры МНИТИ точно знали, что задачу создания транзисторного телевизора можно решить. А уверенность в успехе это, как минимум, уже половина дела.

Читайте полностью на «Телеспутнике»

Автор: Быструшкин Константин, заместитель гендиректора ЗАО «МНИТИ»