Найти тему
Zames Media

Нетривиальная «Травиата» в Екатеринбурге

17 сентября 2020 года театралы и любители оперного искусства готовятся к премьере нового сезона — оперы Джузеппе Верди «Травиата», которая заявлена как хит сезона в новом прочтении. Премьера Оперы откроет 109-й театральный сезон в Екатеринбурге.

Режиссером и сценографом постановки выступает Тадеуш Штрассбергер. Американский постановщик хорошо знаком екатеринбургскому зрителю, ему принадлежат три заметных авангардных спектакля: «Сатьяграха», «Греческие пассионы» и «Пассажирка».

Оперную классику Штрассбергер в Екатеринбурге ещё не ставил, но с материалом знаком хорошо. Пару лет назад в Лос-Анджелесской опере он режиссировал «Набукко» Верди. Постановка оперы будет выполнена в стиле бурлеска и кабаре.

В первую очередь Штрассбергер известен как постановщик редко исполняемых опер. «Травиата», напротив, одно из самых популярных произведений жанра.

В Екатеринбурге спектакль идет с 1912 года. Постановка американского режиссера будет уже двенадцатой уральской «Травиатой» и, пожалуй, самой экспериментальной. Сейчас в Екатеринбурге идёт постановка «Травиаты» Алексея Степанюка.

В версии Штрассбергера главная героиня оперы Виолетта – актриса кабаре, участница бурлеск-шоу по мотивам жизни куртизанок XIX века. Зрители видят её как на сцене, так и за кулисами.

Тадеуш Штрассбергер.
Тадеуш Штрассбергер.

По ходу действия Виолетта постепенно теряет грань между этими двумя состояниями – сценическим амплуа и собственной личностью. Подобные сюжеты обычно ждешь от фильмов Дэвида Линча и Ингмара Бергмана, но в опере такие психологические истории встречаются редко.

«Мы видим мир, выдуманный Виолеттой, – мир сияющий, блестящий, соблазнительный, в котором нет места беспокойствам. Трагедия оперы состоит в том, что этот мир распадается, постепенно исчезает», – так режиссер описывает внутренний сюжет своей версии «Травиаты».

Внешняя сторона истории это лоск, роскошь, причудливая смесь времен и стилей. Художником спектакля выступила Кая Войс, работающая над бродвейскими мюзиклами.

«Грим Виолетты, ее открытые ноги – это из 60-х, а шоу, в котором она играет, показывает XIX век во всей красе. Мы соберем новый мир театральности, в котором сами по себе люди могут раскрыться по-новому в своей красоте», — рассказывает Войс о визуальном стиле постановки.

«Мы попытаемся найти смысл, который вкладывал в «Травиату» Верди. Вы услышите все, что хотел сказать композитор. Часто режиссеры или солисты вырезают некоторые сцены, а у нас вы услышите почти полную версию», — рассказал главный дирижер театра Константин Чудовский о музыкальной стороне оперы.

Обычно в оперу стоит приходить подготовленным, однако на «Травиату» Штрассбергера режиссер предлагает приходить расслабленным и следовать за тем, что видишь на сцене.

«Это не интеллектуальная постановка, а, скорее, эмоциональное путешествие», — говорит Штрассбергер.

Премьера оперы «Травиата» состоялась 6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Год спустя «Травиата», показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в костюмах XVIII века, имела большой успех.

В мировой премьере Оперы под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели сопрано Фанни Сальвини-Донателли, представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.

Триумфальное мировое шествие «Травиаты» началось в 1855 году в Вене, Мадриде, Барселоне. В 1856 году ее впервые услышали парижане, где в «Театре Итальен» партию Виолетты исполнила певица Мариэтта Пикколомини.

В переводе на русский опера впервые прозвучала в Мариинском театре в 1868 году в исполнении сопрано Аделаиды Бюдель-Адами, лирического тенора Николая Андреева и баритона Ивана Мельникова.

В ХХ веке опера «Травиата» связала классическую музыку и кинематограф. В 1982 году итальянский режиссер Франко Дзеффирелли создал экранизацию оперы.

Дзеффирелли несколько раз ставил Травиату» и на сцене: в Далласе в 1958 году, в миланском «Ла Скала» в 1964 году, в нью-йоркском Метрополитен-опера в 1979 году.

Идею экранизации оперы «Травиата» режиссер вынашивал с 1950 года, желая снять в главной роли знаменитую певицу Марию Каллас, выступавшую в его постановках 1958 и 1964 годов. Драматическая интерпретация этой партии сделала Каллас одной из лучших исполнительниц партии.