Найти тему
Морская коллекция

Броненосные крейсера.Три войны и последняя служба императору."Чиода".

Что будет завтра,
Я хотел узнать,
Но всему свое время(
Сёва Моримура ).



3 октября 1886 года японский бронепалубный крейсер
«Унэби», построенный во Франции и совершающий полукругосветное путешествие к порту приписки,вышел из Сингапура по направлению к Японии. Больше его никто не видел. Ни следов,ни обломков.

Горевали японцы недолго и вместо исчезнувшего крейсера заказали новый-теперь уже в Англии,на верфи Томсона. Благо сумма, выплаченная страховой компанией (245,309 иены,что эквивалентно 6,5 млн французских франков ) покрыла часть расходов на новый крейсер ( 1 002,634 иены -728,514 иены на корпус и механизмы, 274,119 иены на вооружение).

Корабль строился по проекту Бертена, но детально его разрабатывала английская верфь строитель. Прототипом для "Чиоды" послужил французский крейсер "Милан". По первоначальному проекту крейсер должен был быть вооружен двумя 320 мм барбетными орудиями системы Канэ,но англичанам удалось убедить еще не ограниченных предрассудками заказчиков перейти одними из первых в мире на "единый калибр"-вооружение только скорострельными 120 мм армстронговскими пушками.Кроме того крейсер получил броневой пояс.

Новый корабль получил имя в честь района Тиёда города Токио, в котором расположен императорский дворец. В нашей литературе название упоминается в вариантах-"Тиёда","Чиода","Чийода".Он стал вторым этого имени в императорском флоте,поэтому иногда указывается как «Чиода» (II) .

"Чиода" стал первым броненосным крейсером Японского Императорского флота. И самым маленьким броненосным крейсером в мире.По официальной классификации с 21 марта 1898 — он числился броненосным крейсером III класса .Он стал вторым ,после несчастного "Унебе" японским кораблем с паровыми машинами тройного расширения.

Чиода ( Тиёда) IJN “Chiyoda” 千代田— J. & G. Thomson Ltd. (Клайдбанк, Великобритания) (только с 1899 года верфь перешла к John Brown & Co)/ Заложен ноябрь (4 декабря)1888 .Спущен на воду 3 июня 1890 года. Введён в эксплуатацию 1 января 1891 года. Выведен из состава флота 28 февраля 1927 года. Расстрелян в качестве мишени 5 августа 1927 года

Водоизмещение стандартное 2400 ( 2478) т.,Длина 91,14/ 94,49 м. Ширина 12,95 м. Осадка 4,27 м.
Бронирование- броневой пояс (61 × 1,5 м): 114 мм (82-92 мм по др. данным) , палуба: 25—37 мм (скосы — 76 мм), рубка 30 мм хромистая сталь,гарвеевская броня.
Двигатели-2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 6 котлов( с 1898 года 12 котлов Бельвиля),5600 индикаторных л. с.,максимальная 5678 л.с. Движитель-2 винта. Скорость хода 19 узлов /19,5 узлов. (с 1898 года — 21 узел). Дальность плавания 4600 морских миль на скорости 10 узлов .Дальность (расчетная) 6.000 миль (10 уз.) . Экипаж 21/285 чел.(322-350)
Вооружение-10 × 120 мм /40 (скоростр.), 14 × 47-мм /40 пушек Гочкиса, 3 картечницы Гатлинга - Норденфельта 11 мм , Минно-торпедное вооружение-3 надводных 356-мм торпедных аппарата

1898 — Модернизирован: установлены котлы Бельвиля, сняты боевые марсы , а мачты модернизировали для повышения остойчивости.

С 1903 года мачты были удлинены из-за введения беспроводного телеграфа, а позже были установлены дополнительные стеньги. Но примерно в 1915 году все три мачты крейсера были укорочены примерно до прежней высоты, что привело к восстановлению его первоначального элегантного внешнего вида.

Количество 47-мм скорострелок Гочкиса сократилось с четырнадцати до шести, а митральезы Гатлинга заменили одиннадцатью 37-мм скорострельными пушками Гочкиса.

Корпус крейсера был разделен на 84 водонепроницаемых отсека,броневые плиты крепились снаружи сразу на обшивку,без деревянной подложки. Артиллерия главного калибра размещалась в бортовых спонсонах,кроме погонного и ретирадного орудий,размещенных ,соответственно в оконечностях.

Прогрессивные скорострельные орудия Армстронга благодаря применению латунных гильз позволили в 6 раз увеличить скорострельность. Десять из четырнадцати 47-мм пушек Гочкиса были разделены поровну между бортами, по три располагались на спонсонах между 12-см орудиями, а две в носу под палубой полубака в отдельных выгородках. Оставшиеся четыре разместили на верхней палубе: две сразу за дымовой трубой и двое под крыльями мостика. По одной десятиствольной митральезе Гатлинга было установлено на боевых марсах каждой из трех мачт,

Один из трех 36 см TT немецкой фирмы «Шварцкофф» располагался в носу. два других были установлены побортно, и все три находились выше ватерлинии. Первоначально для них использовались торпеды тип 84-го года, но позднее они были заменены улучшенными торпедами тип 88-го года.

-5

3 июня компания JAMES & GEORGE THOMSON, Limited спустила на воду со своего судостроительного завода в Клайдбанке двухвинтовой военный корабль водоизмещением 2450 тонн "Чийода", построенного по заказу Императорского правительства Японии. Корабль изготовлен из стали, и его размеры следующие: длина, 310 футов, ширина 42 фута, глубина интрюма 23 фута. 8 дюймов, средняя осадка 14 футов. Требования к проекту крейсера были в первую очередь предоставлены строителям японским правительством, но несколько важных отступлений от них было сделано, частично по предложению строителей, с согласия японских морских инженеров. «Чиода» в некотором отношении похож на колониальные крейсеры, «Тауранга» и «Рингарума», строящиеся в Клайдбенке для британского правительства, но длинее 45 футов. и, без сомнения, будет считаться улучшенным по сравнению с ними вариантом в том, что касается поддержания высокой скорости в боа и обеспечения более удобных помещений для офицеров и команды. Ожидается, что скорость нового корабля при нормальной осадке составит не менее 19 узлов, что также ожидается в случае колониальных крейсеров. ... Согласно первоначальному проекту, судно должно было иметь парусную оснастку баркентины с целью экономии угля во время плавания, но конструкторы впоследствии решили, что это соображение не стоит веса и затрат, и вместо этого они приняли чисто боевой рангоут. На каждой мачте будет боевой марс с пушкой Гатлинга, а ее легкие реи будут приспособлены только для целей сигнализации. При движении со скоростью 10 узлов расход угля составит всего около 12 т/ч, а радиус действия-около 8500 миль. В вопросе защиты от огня противника у «Чиода» есть большое преимущества по сравнению с кораблями своего класса. Ватерлинию примерно на две трети ее длины в средней части будет защищать пояс из броневых плит, прикрепленных болтами к обшивке внешнего борта. Толщина плит на данный момент составляет 4 5/8 дюйма. Машины и погреба, а также плавучесть незащищенных оконечностей обеспечивается броневой палубой со средней толщиной в дюйм, простирающимся от носа до кормы. Покрытие этой палубы состоит из двух слоев – нижнего из мягкой судостроительной мартеновской стали, как и остальная часть корабля, и верхнего – из хромистой стали, материала, который, как установлено, имеет большую стойкость к ударам снарядов, чем обычная мягкая сталь. Основное вооружение будет состоять из десяти 4,7-дюймовых скорострельных пушек Армстронга. По четыре из них будут установлены по обеим бортам на верхней палубе на спонсонах, и будут стрелять через порты в коечных сетках или фальшборте. Одно орудие будет установлен на баке, а другое – на корме. Все они будут установлены на станках с центральным штыром. Будут приняты специальные меры для быстрой доставки боеприпасов из погребов к орудиям. Вспомогательное вооружение будет состоять из 14 47-миллиметровых скорострельных орудий Гочкиса, трех картечниц Гатлинга (установленных на марсах), и трех торпедных аппаратов системы Шварцкоффа, по одному на каждом борту и одному в носу. Помещение для экипажа находится на жилой палубе, непосредственно под верхней палубой, и для этой цели используется вся палуба. Офицерские каюты находятся частично на палубе, частично под полуютом, где также есть большая каюта для командира крейсера и каюты для офицеров. Все помещения корабля будет освещаться электричеством, а также у него будут мощные боевые прожекторы. 3-го числа крейсер был спущен на воду с большей частью оборудования на борту, и, как ожидается, ходовые испытания состоятся, как только будет завершено вооружение и оснастка. Корабль построен под руководством мистера М. Асаока, главного конструктора японского флота, а машины под руководством господина Х. Куробе, главного инженера японского флота.

Крейсер отличился в обеих войнах Японии эпохи Мейдзи.

В японо-китайской войне он принял активное участие во всех главных сражениях войны -битве у реки Ялу и битве при Вейхайвей . "Чиода" был также в эскадре , которая участвовала во вторжении на Тайвань в 1895 году. 3 июня 1895 он бомбардировал китайские прибрежные форты в Килунг .

Во время испано-американской войны ,крейсер находился в Маниле для защиты японских гражданских и экономических интересов на Филиппинах . Во время боксерского восстания , находился в Таку и Яньтай на севере Китая.

В русско-японской войне в составе эскадре адмирала Уриу отметился во время боя с "Варягом" и "Корейцем" в Чемульпо 27 января 1904 года.

Потом участвовал в блокаде Порт-Артура ,где 26 июля 1904 подорвался на мине в бухте Тахэ, (7 убитых, 27 раненых), но был отбуксирован в г. Дальний, где и прошел ремонт.

-7


-8

Крейсер участвовал в сражении при Цусиме.Командовал кораблем тогда(с 12 января 1905 года) принц Хигасифусими Ёрихито, представитель одной из младших ветвей японской императорской фамилии.

Открытка с изображением принца Хигасифусими, 1905 год
Открытка с изображением принца Хигасифусими, 1905 год
-10

28 августа 1912  "Чиода" был переквалифицирован в корабль береговой обороны II класса(при этом демонтирован носовой торпедный аппарат).

Во время осады Циндао в Первой мировой войне , "Чиода" был в составе блокирующего японского флота . Затем, базируясь на Манилу , он приняла участие в патрулировании побережья Китая против немецких рейдеров . С 30 апреля 1921 числился плавучей базой эсминцев ,а с 1 апреля 1922 — переквалифицирован в плавучую базу подводных лодок.

1 апреля 1924  "Чиода" стал учебным кораблем,а 28 февраля 1927 он был исключен из списков флота.

Потопил его,как неподвижную мишень ,5 августа 1927 года тяжёлый крейсер «Како» в проливе Бунго ,успешно испытав на нем новые бронебойные снаряды тип 5. За зрелищем с интересом наблюдал император Хирохито.

Останки корпуса разобрали на металл,а мостик до сих пор служит трибуной на плацу японской императорской Военно - морской академии в Этадзима, Хиросима .

Крейсер,несмотря на свои небольшие размеры и весьма скромное вооружение ,пережил три войны и закончил свою службу на глазах императора.

С точки зрения создания японского флота корабль оказался этапным ,с точки зрения вооружения,бронирования и силовой установки.В боевых действиях оказался весьма удачлив,приняв участие практически во всех значимых сражениях ,остался цел .При этом использовался очень активно.

Ничто не вечно,
Снег и трава сменяются в
годе,
Жизнь и смерть подобны
им. (
Сёва Моримура ).

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц