В поле за селом Дмитриево-Помряскино (Старомайнский район) десантники приземляются в первый раз - и сразу с техникой. Три боевые машины десанта на огромных многокупольных системах в небе издалека похожи на колоссальных размеров белые цветы. Каждый «цветок» - весом в семь тонн.
На часах - 8.00 по местному времени, в поле уже развернут штаб и работает аппаратура связи. Сегодня 14 февраля. Заместитель командира 31-й оДШБР гвардии подполковник Сергей Сухарев вглядывается в небо через линзы военного бинокля. Чисто. Пока чисто.
Через несколько минут гул самолетов даст знать: «десантура» уже близко. Парашютисты отделяются от борта Ил-76 и рассыпаются, как горсть черных звездочек на белом небе. «Пятьсот один, пятьсот два, пятьсот три - кольцо. Пятьсот четыре, пятьсот пять - купол» - это отсчет времени от момента отделения до момента, когда нужно дергать кольцо. Проговаривается парашютистом вслух, «кольцо» - значит, нужно дернуть кольцо, «купол» - убедиться, что парашют раскрылся.
«Сопротивление на земле»
…Тоже в феврале, но 1942 года десантники вот так же парили над белоснежным полем - шла Ржевско-Вяземская наступательная операция. Десантники прыгали ночью с 16 по 24 февраля. Их командир, генерал-майор А.Ф. Левашев, погиб 23 февраля, в День защитника Отечества. Его самолет обстреляли немцы. Корпус десантников встретил ожесточенное сопротивление на земле, и тем не менее советские солдаты смогли пройти в тылу более 20 километров до предполагаемого места встречи с основными войсками. Встречи не произошло, и десантники действовали в тылу врага до мая-июня. Долгие месяцы, без поддержки и снабжения. В самом сердце захваченных неприятелем территорий.
Историю нужно помнить потому, что она, к сожалению, повторяется. Вооруженные силы должны быть готовы не просто повторить подвиг своих дедов и прадедов - они должны извлечь уроки из ошибок прошлого. Быть готовыми к тому, что противник будет активно противодействовать десантированию. Что на земле ждет вооруженный враг и в тылу у него, вполне возможно, придется действовать очень и очень долго.
....Подполковнику Сергею Сухареву с позывным «Пламя» (позывные здесь и далее изменены - Прим. авт.) докладывает «Волк-1»: «противник» оказывает противодействие десантированию; «Пламя» принимает доклад и отдает распоряжения. По легенде этих учений, враг захватил важный стратегический объект, армия должна десантироваться в тыл к «боевикам», вернуть объект и удержать его. Объект - нефтеперерабатывающий завод. Та сцена, что сейчас разворачивается перед нами, - это этап десантирования.
С неба на землю в бой летят более пятисот десантников, три боевые машины, а также грузы, необходимые для ведения боевых действий. Им нужно не просто успешно приземлиться, но в установленное время оказаться в точке сбора для ведения последующих боевых действий. Приклады АК отстегнуть, парашют сложить, боевые машины снять с платформ, на которых они десантировались, и подготовить к движению. Воздух в поле холодный, даром что зима теплая.
«День всех влюбленных» у десантников начался в 4 - 5 утра. А вы говорите праздник - настоящий праздник будет только через неделю, но его нужно заслужить: как минимум доказать, что здесь и сейчас ты на 100% готов справиться с учебной боевой задачей.
В десанте готовиться ко Дню защитника Отечества повелось именно так - в холодном небе, в белых маскхалатах поверх «ратников» и верным оружием.
Воздушный «кентавр»
От штаба операции до места десантирования БМД - около километра по неглубокому снегу. Только подойдя к машине, понимаешь, насколько она на самом деле большая. Некоторые в шутку называют БМД трактором, и на то есть свои основания - пройти эта машина может где угодно и скорость по пересеченной местности развивает нешуточную, может и 90 км/ч «выжать».
Пятого января 1973 года впервые в мире русские десантники совершили десантирование БМД с экипажем внутри - система называлась «Кентавр». На тот момент никто во всем мире не думал, что это возможно. Да что там говорить - и саму-то технику, без экипажа, большинство армий мира десантировать не умели.
В экипаже «Кентавра» был сын командующего ВДВ, генерала армии Василия Маргелова. Да-да, того самого «дяди Васи». Александр Маргелов с задачей справился, и тот день назвали началом новой эры в истории воздушно-десантных войск.
Сейчас бойцы 31-й бригады внутри БМД уже не десантируются, да и не нужно. Точность приземления профессиональных парашютистов такова, что в течение 15 минут они и так находят место приземления своего БМД и успевают подготовить его к бою.
Для нас, журналистов, зрелище, конечно, непривычное: многотонная машина заводится «с пол-оборота» и набирает ход, пока сверху в каких-то считаных десятках метров от нее приземляются все новые и новые парашютисты. Теперь, когда техника готова к наступлению, у десантников есть время поговорить.
- С задачей наше подразделение справилось, погода хорошая, к захвату и удержанию стратегического объекта готовы, - рапортует под камеры и фотообъективы гвардии капитан Михаил Иванов.
В войсках он уже больше десятилетия, за его плечами семь десятков прыжков. Камеры и диктофоны не любит, но это профессиональное.
- В этом году Россия отмечает 75-летие Великой Победы, - после паузы говорит он. - И наша бригада совсем недавно отметила свое 75-летие. Те, кто был до нас, гордо несли имя «десантник», и мы будем достойны их славы. Для этого и нужны учения. В учениях тяжело, в бою будет проще. Мы не хотим войны, но должны быть готовы к ней всегда.
Готовы всегда - это не просто слова. Учения десантников - это не какое-то плановое, постановочное ежегодное мероприятие. Это полноценное разыгрывание сценария боевого применения подразделения - от первой секунды, то есть с сигнала «высшая степень готовности (учебная)» до уничтожения условного противника. Противник-то может быть и условный, но здесь, в поле, условностей минимум.
На страже Родины
«Давайте мы вас в БМД обратно (то есть на площадку со штабом - Прим. авт.) отвезем», - предлагает один из офицеров. А давайте! Тут то и становится понятно, что трактором машину называют совершенно напрасно - по заснеженному полю она идет, что корабль по воде - практически без тряски. Но внутри все по-спартански: отличие БМД от обычного БТР состоит и в том, что в целях облегчения конструкции (сбрасывают с неба, не забыли?) из «салона» убрано все ненужное.
Подполковник Сергей Сухарев там, на «штабной площадке» продолжает руководить операцией - она продлится еще много часов. Прямо сейчас парашютистам предстоят захват и удержание нефтеперерабатывающего завода, боевая стрельба в наступлении, контроль территории...
- Подразделения полностью справились с учебно-боевыми задачами, - расскажет он после. - К выполнению долга по защите Родины десантники готовы.
- Вас можно поздравить с успешно пройденными учениями и с грядущим Днем защитника Отечества?
- Поздравьте тех, кто прошел Великую Отечественную войну. Их не так много осталось. Они - те, на кого мы ровняемся. Нас успеете поздравить позже...
...Ржевско-Вяземская операция была не единственной, в которой в годы войны использовали воздушный десант, но стала одной из самых успешных. Днепровская операция шла тяжелее. Участники ее вспоминали: утром над аэродромом, откуда должны были вылетать русские десантники, пролетел немецкий самолет и сбросил листовки: «К встрече десанта готовы! Прилетайте поскорее!»
А они не испугались. Прилетели.
В ходе операции десантники оттянули на себя крупные силы противника и нанесли ему значительные потери. Немногим больше 4 500 десантников уничтожили 52 фашистских танка, 6 самоходных орудий, 18 тягачей и 227 автомашин. Потери сторон в живой силе оказались примерно равны - и советская, и немецкая армии недосчитались около 3 000 бойцов. И это при том, что немцев было в десятки раз больше. А у парашютистов боевой техники не было в принципе.
Теперь все, конечно, иначе. Другие парашютные системы и самолеты, другая техника и оружие, другая тактика. Одно не изменилось - отношение к долгу воина. Тому самому долгу, который поднимал десантников на бой в 1943, в 1982, в 1995, в 2000 годах...
И будет поднимать на защиту Родины всегда. Не только десантников - но каждого, кто однажды дал присягу.
Андрей ТВОРОГОВ,
Фото Елены ТАТАРИНОВОЙ