В отношении России, ее союзников и стран, в целом не согласных с рушащимся миропорядком, последние три-четыре года осуществляется серьезно возросшее давление, включающее открытые атаки и гибридные войны. Особое внимание стоит уделить провокациям как технологии, способной запускать механизмы поистине глобальных потрясений.
КАК В СРЕДНИЕ ВЕКА…
Провокации и заговоры, конечно, осуществляются не только против России — мы не уникальны в этом плане. Искусство дипломатии, политики подразумевает и провокации, интриги против союзников, как потенциальных, так и действующих.
В XIX веке английский лорд, впоследствии занявший пост премьер-министра, заявлял французскому посланнику: «Как долго вы будете терпеть Карфаген в руках варваров?» Что это за Карфаген? В конце XIX века Великобритания целенаправленно подталкивала Францию к экспансии в Северной Африке — в данном случае на территории, впоследствии ставшей Тунисом. Столкновение Франции с Италией из-за Туниса имело существенные последствия. Италия вместо нейтралитета, которым пользовалась Швеция, торгующая с обеими сторонами, заплатила сотнями тысяч жизней за участие в Антанте, лидеры которой при дележе добычи, естественно, обделили младшего партнера. Кстати, тот английский лорд-провокатор имел характерную, перекликающуюся с 2018 годом фамилию Солсбери…
Участие Италии в Стальном пакте 1936 года с Третьим рейхом, договоры Бенито Муссолини с Адольфом Гитлером также в некоторой степени стали возможными в результате немецкой дипломатии с двойным дном. Немецкая операция, описываемая популярным ныне словом «многоходовка», включала тайные поставки оружия Эфиопии с целью создать проблемы будущему союзнику — Италии, вторгшейся в соседнюю Эфиопию из подконтрольного ей Сомали. Италия, как и было рассчитано, увязла в Эфиопии и стала более сговорчивой, образовав средиземноморский фланг германской коалиции — стран «Оси». Так называемая «Ось», или Axis, включающая Третий рейх, Японию, Италию с их сателлитами, до 1941 года противостояла союзу англосаксонских стран — США и Британской империи.
Что характерно и исторично — далеко не вся элита США желала воевать вообще и на Тихом океане в частности. Больше половины элиты и уж точно простых американцев придерживались позиции изоляционизма. Здесь чрезвычайно интересно проследить две конспирологические версии развития истории. Первая говорит о том, что Уинстон Черчилль заранее знал (!) об ударе Японской империи по Перл-Харбору. Но, представляя позицию Франклина Рузвельта, намеренно не предупредил США, чтобы локальный удар обернулся тяжелым потрясением для Америки, вынудив ее элиты включиться в войну на Тихом океане. Вторая версия заключается в том, что определенные круги в США тоже знали о подготовке удара по собственной стране, но также в целях вовлечения страны в большую войну готовили свой спектакль. Как и Гитлер, «возмущенный нападением Польши» в 1939 году, напяливший на свое хилое тело военный мундир и оравший, что не снимет его, пока «Польша не будет наказана»…
Интересно, что оба варианта не противоречат друг другу, а видеозапись, демонстрирующая овации в конгрессе США после объявления о нападении Японии, можно найти даже в известной российской соцсети. В обоих вариантах характер поведения элит «архитипичен», как сказал бы Владимир Ильич.
ХРОНИКА ПРОВОКАЦИЙ
Можно сказать, что наши западные «партнеры» всегда выживали не в последнюю очередь с помощью коварства и провокаций. Какие исторические примеры и факты могут подкрепить такую жесткую формулировку? Краткий обзор событий, истории дипломатии наших соседей с Запада указывает на это. В порядке хронологии можно проследить их «поведение» за последние 15 веков…
«Константинов дар». Пожалуй, самая громкая и масштабная фальшивка в истории — документ, фальсифицированный католической церковью, подкрепляющий ее притязания на светскую власть в Италии и Вечный город — Рим. Подложность текста разоблачена уже в XV–XVI веках. Ничего удивительного, что корпорация оборотистых дельцов, продающих индульгенции, штампующих «частицы Креста», мощи «святых» и переделывающая жития святых из греческого эпоса, как и любая мафия, пыталась защищаться, а именно физически уничтожать первых разоблачителей. Тем не менее какое-то время сия фальшивка использовалась для территориальных претензий. Провокация в какой-то мере сыграла свою роль, и власть Рима над землями Италии пала только с утверждением светских государств.
Лжеисидоровы декретарии. Подложный архив постановлений церковных соборов, созданный в середине IX века в Западной Европе с целью легитимации высшей власти римских пап. Фальсификация была раскрыта и доказана в XVI–XVII веках французскими юристами. В свое время она тоже сыграла существенную роль. Хотя возвышение пап — формально обычных епископов — было исторически закономерно. Концентрация земель и доходов, учитывая положение Рима, как, впрочем, и Константинополя, порождает и политические амбиции. Епископы Рима и Константинополя стали именовать себя «Папа Римский» и «Вселенский Патриарх» соответственно. Хотя титул папы существует еще и у африканских христиан, именно огромные доходы и беспринципность выдвинули Рим вперед. Натравливание крестоносцев на конкурентов в Константинополе позволили выдвинуться иерархам Рима, претендующим на абсолютную истину толкования Евангелия.
Разграбление Константинополя крестоносцами в 1204 году стало важнейшим событием, имевшим далеко идущие последствия для истории христианства. Ничем не обоснованный удар в спину со стороны крестоносцев Запада по крупнейшему оплоту христианства Востока явно не соответствовал официальным целям «освобождения Гроба Господня». Историки практически едины во мнении, что натравливали крестоносцев на Византию именно Рим и Венеция: Запад никогда не стеснял себя в средствах борьбы с идеологическими, а тем более торговыми конкурентами. Константинополь, занимая уникальное положение, замыкал собой маршруты Великого шелкового пути, скопив огромные богатства. Деньги и посулы добычи провоцировали рыцарей — очередной удар ножом в спину со стороны наших западных соседей удался, конкурент был устранен. Хотя подлые венецианцы и просчитались — после 1453 года захватившие Константинополь османы перестали считаться с Венецией и сами стали хозяйничать в Восточном Средиземноморье. Как сказано: «Посеявши ветер — пожнешь бурю»
Убийство российского императора Павла I в 1801 году стало существенной страницей в мировой истории. Версия, обосновывающая английский след в этом заговоре, достаточно разработана. Союз России и Франции фактически не оставлял Великобритании шансов в противостоянии с Наполеоном. Тем более участие в континентальной блокаде было невыгодно российскому дворянству. Но координация заговора против Павла, вероятно, велась из английского посольства. Как видим, и здесь Англия ничем не стеснялась, использую амбиции наследника и недовольство дворян, чтобы булавочным уколом улучшить свою позицию в игре. А для этого надо было убрать императора Павла I, к тому же ставшего Великим магистром Мальтийского ордена — геополитической точки, которую Англия старалась взять под контроль, помимо владения Гибралтаром. Конечно, подтверждающих это бумаг не осталось, такие документы сжигают, но император Наполеон после покушения на себя и убийства Павла I сказал: «Они промахнулись в Париже, но попали по мне в Петербурге».
X-FILES XX ВЕКА
XX век, как и XIX, — эпоха тектонических социальных сдвигов. Он дал нам примеры самых крупных провокаций, ставших бикфордовым шнуром масштабных геополитических изменений. Здесь на арену выходят новые державы.
Взрыв 8 ноября 1939 года в пивной «Бюргербройкеллер» — «покушение на фюрера», организованное гестапо с целью устранения руководства штурмовиков и нагнетания истерии.
Провокация c переодетыми в польскую форму солдатами вермахта в немецком Глейвице, послужившая предлогом для нападения на Польшу. Надо понимать, что в то время не было «белых» и «черных» рыцарей. Польша, ставшая объектом удара III рейха, за год до этого, в 1938 году, также вместе с Венгрией, оторвала свой кусок от расчлененной Чехословакии. Фраза «таскать каштаны из огня» как раз оттуда: рейхсмаршал Геринг давил на правительства Польши и Венгрии в целях увеличения их военных контингентов, по-солдафонски, без дипломатических приличий, выставляя цену — если они хотят получить свой куш, пусть присылают больше войск для оккупации.
Фальсификация документов о «заговоре генералов» против Иосифа Сталина, организованная контрразведкой III рейха абвер, привела к разгрому высшего руководства Красной армии.
Интересно, что в России иногда возникают дискуссии о данных событиях, хотя материалы спецслужб Германии давно рассекречены. К подделке документов, обосновывающих «заговор генералов», например, привлекались лучшие криптографы абвера.
Множество международных провокаций случалось и в дальнейшем. Можно вспомнить, например, взорванный американцами эсминец США у берегов Вьетнама; взрыв боинга над Локерби, приписанный Муамару Каддафи; инсценировку с фальшивыми концлагерями и «резней боснийцев сербами», а позже фактическое убийство в гаагской тюрьме Слободана Милошевича. У всех на слуху провокация в 1999 году в ООН с пробиркой, по признанию тогдашнего госсекретаря США Колина Пауэлла содержащей муку, изображающую «химоружие» Саддама Хусейна. Ну и самое печально знаменитое происшествие — взрыв в 2001 году башен-близнецов в Нью-Йорке, предположительно с помощью методов промышленных взрывов. Вот лишь неполный список провокаций спецслужб и дипломатии США и Англии с целью обоснования вторжений в другие страны.
Антиконспирологи могли бы сказать, что вышеизложенное — попытка защиты слабых государств от политики сильных, преувеличение жертвами вины агрессоров… Ничего подобного — подтасовки и акции устрашения конкурентов всегда в ходу и между великими державами. После Первой мировой войны контроль над миром означает контроль над энергией, информацией, технологиями, но главное — над финансами. В попытке оттеснить наседающих европейцев, старающихся выстроить финансовую архитектуру мира под себя, спецслужбы США жестко работают на интересы своей империи.
В этой связи весьма показательно дело бывшего директора-распорядителя Международного валютного фонда Доминика Гастона Андре Стросс-Кана (ДСК). После франко-германского консенсуса сложилась практика контроля европейцами кресла директора-распорядителя МВФ, в основном французами. Того самого МВФ, который сейчас требует от правительства Украины колониальных условий за кредиты. В 2011 году США предприняли удачную попытку выбить кресло из-под конкурентов: баллотировавшийся на новый срок ДСК был арестован в США и обвинен в изнасиловании горничной. Итог закономерен — ДСК сдался, покинул пост в МВФ, а позже дело развалилось. Характерен почерк операции, выяснившийся буквально через недели, — с использованием подставной горничной — девушки с сомнительной репутацией из черных районов, имевшей судимости за проституцию и наркотики.
Внешне европейцы проглотили и этот плевок в лицо, но эта история могла стать кирпичиком в новой политике безопасности ЕС и курса на создание единой армии и спецслужб.
Современность после 2014 года дает нам новые серии этого бесконечного векового сериала провокаций. Скажем, по всей видимости, подставленный под украинские ракеты боинг над Донбассом уж слишком напоминает подставленный под советские ракеты корейский боинг в 1983 году. Технология проста, как алтын, — пожертвовать самолетом нейтральной страны или даже своим эсминцем, чтобы обосновать агрессивность геополитического противника. В этом плане уже нет стопроцентного доверия к властям Южной Кореи, утверждавшей, что корвет «Чхонан» потопила подлодка КНДР, — скажем, российские специалисты допущены к осмотру не были. А ведь, в общем-то, Россия, как соседка, заинтересованная в стабильной обстановке, имеет некоторое право на свое видение, не говоря уже об объективности оценки.
Наконец, после 2016 года спецслужбы Запада, похоже, оседлали нового коня — химикаты. Странные химатаки в Сирии, абсолютно невыгодные ее руководству с внешнеполитической точки зрения, а также отравление родственника Ким Чен Ына в Малайзии, в котором обвиняют КНДР, предварили английский сериал об отравлениях Скрипалей. Последнее выглядит настолько абсурдно, что даже лидеры ЕС вынуждены потихоньку выйти из этого дела, чтобы сохранить лицо. Впрочем, какое там уже «лицо». Просто, как говорили наши предки еще 200 лет назад, «англичанка гадит». И прекращать не собирается.
В принципе, даже этого краткого обзора вполне достаточно, чтобы уверенно обосновать тезис: коварство, подлость и провокации как инструмент геополитики наших соседей не изменяются с течением времени. Воткнуть нож в спину или, как делают в балете, бритву в платье конкурентки в ходу и в монархиях, и в республиках, и у папской теократии, и у стран с протестантской этикой. Соотношение внутренней благопристойной морали и внешней вседозволенности в западных обществах, на взгляд автора, необходимый фундамент любой фашистской идеологии. Впрочем, это уже иная тема.
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ГОД УЖЕ ГРЯНУЛ
Поразительно, что задним числом участники провокаций Запада признаются в своих преступлениях! Как сказано выше, Колин Пауэлл рассказал, что держал в ООН муку, демонстрируя «бактериологическое оружие» Саддама Хуссейна. А спецпрокурор Гааги из Швейцарии Карла Дель Понте даже написала книгу о спланированной травле президента Югославии Милошевича, заранее подтасованных перед его процессом документах. Видимо, западные политики понимают, что память населения коротка, и будут продолжать провокации.
Исходя из актуальной информационной, политической и военной обстановки, можно с очень высокой степенью вероятности предположить скоординированность информационной войны против России. Карл Маркс считал основным противоречием капитализма монополизацию, де-факто душащую рынок, который и создал капитализм. В этом Маркс был прав — рынок информации в развитых экономиках Запада, особенно его политическая составляющая, монополизирован до предела. Скажем, немецкий медиаконцерн Axel Springer SE контролирует более полутора сотен издательств и газет. Каналы и независимые на первый взгляд журналы принадлежат одним и тем же финансовым группам. Можно сказать на примере Германии, что новый, IV рейх (Маргарет Тэтчер) целенаправленно старается взять под контроль не только финансы, но и информацию в ЕС.
Прошедшие с лета 2014 года события наводят на мысли о «последнем мирном 1913 годе». Четырнадцатый год грянул и в XXI веке. Идет новая война за передел экономического базиса, по мнению автора не сотрясающая ревом орудий континенты только из-за наличия у противостоящих сторон атомного оружия. В достижении своих целей, заключающихся в консервации соотношения сил между Западом и Востоком, Запад будет чем-то себя ограничивать. Роль Запада в мировой экономике и политике, особенно стран G-7, снижается по объективным причинам, вполне обоснованным классиками политэкономии — Адамом Смитом и Давидом Рикардо. У Запада нет сил на прямое военное столкновение с Россией, Китаем, Ираном, Турцией, Венесуэлой и КНДР, на подавление всех, кто ломает старый миропорядок. Поэтому основные фронты новой мировой войны сместились в иные плоскости.
Евромайдан — фактический захват власти на Украине с помощью спецслужб США и Великобритании, очевидно оттеснивших игроков из ЕС, оказался лишь фрагментом этой войны. Последние семь-восемь лет ее фронтами стал Ближний Восток, Ливия, Украина, республики Донбасса, Россия, Афганистан. И это только «горячие» фронты, не считая противостояния в Корее и Южно-Китайском море, в зону действия которого США перебросили часть своей стратегической авиации.
Но гораздо важнее «невидимые» фронты, особенно валютно-финансовый. Официальное признание китайского юаня в 2017 году резервной валютой МВФ и создание альтернативного МВФ института в рамках БРИКС стали вехами новой истории. И этапами новой войны, в которой малые страны — лишь разменные монеты, малые фронты, которыми пожертвуют после наступления нового мира, несущего Новый Порядок. Так что нужно отбросить иллюзии, что провокации с химоружием в Сирии и отравление несчастных маргиналов в английском Эймсбери станут последними подобными происшествиями.
Роман Богословский, журналист
Санкт-Петербург