Найти тему
Native-Like Fluency in English

Структура освоения нового навыка и "откаты" назад

Когда осваиваешь навык, то все просто. Особенно то, что было непонятно никак и совсем.

Самое сложное - начать делать нужные действия. Если действия нужные, я могу за 30 дней научить свое тело, например, очень многому (ставлю эксперименты с ноября на 3-4 недели).

Но самое сложное - научить свое сознание понимать, что есть нужное (целесообразное) действие, а что есть ненужное, но повторяющееся из года в год под разным соусом, то, за которое хвалят, потому что оно тяжелое, занимает много времени, им можно что-то доказать, даже достичь - но не той цели. Понять, что она не та - очень просто. После достижения человек через время снова возвращается в начало.

- Например, год занимается английским с репетитором и через 3 месяца ищет его снова, потому что все забыл.
- Худеет и снова набирает тот же вес.
- Придерживается диеты, чтобы нормализовать работу ЖКТ и потом снова возвращается к тем же симптомам.
- Учится сесть на шпагат и потом снова не может сесть.

Освоение всегда непросто, но интересно. Но это не так тяжело, как люди понимают "адский непосильный труд, когда надо преодолеть себя и стать лучше себя" (чтобы сдохнуть к концу первого подхода).

Люди с настроем "я готов много и очень сильно много работать" по моей статистике выдыхаются первыми.

Эти люди ожидают очень конкретный результат от каждого подхода. Часто - конкретный и невозможно высокий результат, которого у них никогда не было, как бы они не старались.

Результат при освоении нового никак нельзя увидеть в деталях заранее. Он настолько новый, что не умещается в рамках сегодняшнего мышления. Иначе он бы уже был. Но его нет.

Когда человек не видит результат, который ожидает (очень конкретно) и который считает результатом, он расстраивается и останавливается.

Неправильная методика?
Я плохо стараюсь?
Я иду не туда?
Я иду туда, куда мне не нужно?

Не умея отличать вопросы и задавать нужные, ответы тоже будут все в смятку.

Люди, которые просто делают казалось бы одно и то же, каждый раз совершая очередную итерацию одного и того же и вдыхая новую глубину "одного и того же", через время отмечают, что стало легче делать. Выросло качество. А когда делать то, что казалось запредельно сложным, стало легче - хочется делать еще. Уже понятно как, но понятно эмпирически, а не интеллектом заранее.

Я раньше тоже путала чувство дискомфорта при освоении нового с чувством, что надо себя ломать и пересиливать. Мышление было другое. Сейчас интересно, что даже на большой скорости движение кажется спокойным, без спешки и не в попыхах.

Все делается быстро и сразу. А вот чтобы сознание увидело, что надо делать, чтобы понять - нужно больше времени (и оно парадоксально выглядит со стороны как ничегонеделание). Расслабить одну систему, чтобы переключиться в другую. Именно расслабление, не физическое расслабление тела, а расслабление как "снятие напряженного фокуса внимания с фрагмента ситуации, который вообще не важен сейчас, но это все, что я вижу", позволяет увидеть целое.

Когда видно целое и цель - делать шаги (которые естественно непонятны и дискомфортны с непривычки) проще. Смотришь назад, видишь результаты, отмечаешь, за какое время они получены, корректируешь мысли, которые вели к ненужным действиям, и это дает энергию двигаться дальше. Дальше - оттачивать навык. На совсем другой скорости, уже другими способами, и учитывая целое, а не убиваясь над тем, чтобы этот фрагмент вот прям сейчас получился неидеально.