— Денис, я слышала такую гипотезу, что каждый ребёнок обязательно обладает с детства каким-то определённым талантом. Главное его должным образом раскрыть, вовремя угадать, ибо не существует детей, которые не обладают каким-либо даром от природы. Например, если этот дар изначально музыкальный, а ребёнка активно заставляют рисовать, то ничего и не получится. Подскажи, как ты считаешь, бывает ли у человека какая-то творческая предрасположенность на генетическом уровне, или этого не существует, а весь успех зависит от тренировок, стремления, желания, а также от того, насколько квалифицированный педагог встретился на этом пути.
— Я думаю, что, с одной стороны, это развивается. С другой стороны, есть то, что можно условно назвать задатком. Только этот задаток формируется не на генетическом уровне, а является скорее случайным совпадением различных факторов.
Сначала разберёмся с тем, что такое вообще талант.
Представим маленького ребёнка, который впервые делает что-то. Например, он взял лист бумаги, карандаши, и принялся рисовать какую-то картинку. Если этот ребёнок, предположим, накалякал сначала какую-то ерунду, но ему сказали: «Ой, как интересно! Продолжай!» — у ребёнка появляется стимул, ведь похвала всегда приятна. Пусть даже окружающие не восторгались тем, что он сделал что-то гениальное, но проявили искренний, живой интерес — этого уже вполне может быть достаточно, чтобы зажечь у ребёнка желание продолжать эти занятия. Поскольку у ребёнка не будет негативных переживаний, он будет ассоциировать с рисованием именно ощущение удовольствия. Соответственно, он будет продолжать практиковаться в этом и дальше. А с ростом практики, как правило, растёт мастерство.
Нет таких детей, которые, только что родившись, взяли в руки кисти, краски и нарисовали бы пейзаж. Всё приходит с ростом мастерства, это технологическая штука, очень сильно зависящая от упорной практики, потраченного времени. Для того, чтобы получился пейзаж, нужно часто и долго рисовать, пробовать, ошибаться, ещё раз пробовать, корректировать, таким образом повышая мастерство. Если у человека с этим конкретным делом, которым он занимается, связано много приятных ощущений, ему нравится много составляющих данного процесса, то это по ходу практики и вырастает в то, что потом называется талантом.
Приведём другой пример. Переключимся на музыкальный талант. Допустим, по какой-то причине ребёнку легко даётся повторение тональностей, т.е. он легко слышит звуки и воспроизводит их. Он без труда может им подражать. Это тоже не берётся из ниоткуда. Как вариант, ребёнок мог любить в детстве слушать разные сказки, в том числе, и музыкальные. Слушал он их много, часто и внимательно, при этом, не просто слушал, но и пытался пересказывать, воспроизводить. Но воспроизводил он не просто текст, а также и пробовал перепеть имеющиеся в сказке музыкальные фрагменты. Постепенно, такое занятие даёт возможность научиться умению повторить мелодию, воспроизвести её в уме и спеть так, чтобы было похоже на оригинал. У какого-то другого ребёнка причины хорошего музыкального слуха могут быть иными, но, безусловно, они всё равно основаны на каких-то упорных практических тренировках.
Никто не появляется на свет с уже готовыми умениями. Соответственно, так называемый талант рождается из регулярной практики, многократно повторённого действия, которое, в идеале, повторялось на фоне приятных эмоций, и, благодаря этому, у человека было огромное желание снова и снова повторять данное действие. Если в детстве один ребёнок чаще музицировал, а другой чаще рисовал, то, соответственно, у первого будет выражен так называемый талант к музицированию, а у второго — к художественному отображению. А на деле всё зависит именно от того, чем человек чаще занимался. На мой взгляд, талант формируется именно таким образом.
— Большое ли отличие будет, если человек повторяет конкретное действие по собственному желанию, либо он делает это из-под палки?
— Я думаю, что разница будет колоссальная, потому что если он действует из-под палки, то испытываемые при этом ощущения будут очень неприятными, и вряд ли из такого времяпрепровождения получится на выходе что-то талантливое.
— Но в начале нашей беседы ты сказал, что так называемый талант формируется отчасти в ходе упорных тренировок, а отчасти благодаря условным задаткам. Что ты подразумевал под этими задатками?
— Для примера, давай представим игру в баскетбол. В этот вид спорта берут высоких людей. Если у человека есть задатки в виде этих физических параметров, которые ему помогают делать что-то лучше, чем другие, это может способствовать более быстрому росту мастерства в определённой области. Под задатками такого типа может пониматься высокий рост, если речь идёт о баскетболе, длина ног, если имеется в виду бег, для плавания же требуется определённый тип фигуры. Как правило, разговор о подобных задатках имеет больше смысла именно в контексте спорта. В любом случае, без упорного труда, интереса и желания, на одних физических данных далеко не уедешь. А значит, именно практика, в идеале подкреплённая позитивными эмоциями — главный ключ к успеху в любом деле.
*******
Да, кстати, а чтобы ваши таланты не пропадали - освободите себя от чувства вины.