Сейчас говорят — с детьми надо быть откровенными. Воспринимать их вот совсем-совсем взрослыми людьми и беседовать на равных. Я и сам так говорю, потому что нет, по — моему, ничего обиднее для ребенка, как снисходительно сюсюкающее отношение.
Вот только относиться к ребенку на равных и вываливать ему всю-всю подноготную — как свою, так и других людей, вовсе не нужно. Как и делиться с ним своими размышлениями о других, коллегах или родственниках. Особенно если размышления и мнение ваше носят, как это принято красиво называть «очень экспрессивную окраску», а в глаза вы с этим коллегой или родственником друг другу улыбаетесь и старательно давите из себя всякие любезности.
Не нужно так по двум причинам.
Первая и самая очевидная — ребенок учится лицемерить.
Вторая… Ребенок все равно вас сдаст. Вот зуб даю красивый, стоматологами сделанный — сдаст. Причем скорее рано, чем поздно. И хорошо, если он просто вывалит какие-то ваши секреты, которые секретами то и не посчитает.
Бывает хуже — он все, что вы говорите о человеке, этому человеку выдаст. Причем при скоплении другого народа.
Недавно в гостях наблюдал, как сначала краснеют, потом багровеют, потом бледнеют родители, и весь вечер вертятся как на иголках, не знают, куда спрятать глаза от негодующе поджимающей губы гостьи.
Гостья эта, по совместительству, родственница, .пусть будет тетя Света, явилась на день рождение с роскошным, завернутым в блестящую бумагу подарком. И подарком этим виновница праздника, мать семейства, была очень довольна, до того самого момента, как милая маленькая леди — ее дочь пяти лет, все время вертящаяся во взрослом обществе, не влезла во «взрослый разговор».
Сказала что-то типа «вон, тете Свете хорошо, она богатая, может на себя денег не тратить, все равно с ее характером ее замуж никто не возьмет, так мама говорит».
Взрослые это старательно пытались игнорировать, но посмеивались, тетя Света грозно семафорила бровями родителям маленького чуда, обещая если не все кары Господни, то конфискацию подарка как минимум и полный разрыв всех родственных отношений, а сами родители пытались выйти из положения, осадив девочку, типа, что ты несешь, врушка, никто такого не говорил
Лучше бы они этого не делали!
— Это я врушка? — вознегодовал ребенок — Я никогда не вру!
И ребенка можно понять — если его учили быть правдивым, он сказал правду и вдруг слышит обвинения во лжи — возмущение из него полезет только в путь.
Так вот, чтобы конфузов подобных не случалось, лучший выход, конечно, это не общаться с теми людьми, что вам неприятны или которых вы не любите -= даже если это вам выгодно. Ну, или если общаетесь — следить затем что говорите в присутствии ребенка.
Потому что ждет — существа не только легко все впитывающие, но еще чистые и невинные. Они не умеют лицемерить, если вы их этому специально не научите. И вполне способны выдать человеку, о котором вы говорили плохо, все ваши разговоры. При этом будут считать себя правыми — ведь мама с папой именно это говорили, именно так считают, а мама с папой — авторитет для ребенка.
В общем, границы откровенности все равно соблюдать надо.