💡Подобью-как я тезисы о существующем положении дел в вопросе выбора профессионального призвания для молодежи
⠀
👉🏻Выбор профессии - это процесс. Очень часто бывает так, что после консультаций, спустя некоторое время, мне пишут родители: "Все поменялось, вот тогда вы определили, что (сын/дочь) будет программистом, а сейчас он/она ударился(лась) в биологию". Как думаете, с каким окрасом сообщение? Чаще - с тревогой. Но я считаю, что менять мнение - это норма. Это даже ХОРОШО!!! Для того, чтобы выбрать - нужно пробовать и искать. И, чем больше поле поиска, тем больше вариантов, шире кругозор. Да, это затрудняет однозначность выбора, но если не фиксироваться на том, что профессия будет одна и на всю жизнь - в этом нет ничего страшного
👀Ремарка: "Ой, мы столько денег потратили на репетиторов!" (по секрету: вы не на репетиторов деньги тратили, а на знания и они тоже пригодятся; если, конечно, дети к ним ходили не тупо КИМы решать)
👉🏻Родителям нужно менять взгляды на возможности. Действовать по стандартам: школа, репетитор, усиленная подготовка к поступлению, поступление, диплом - не дает 100% гарантии, что выпускник будет востребован. Скажите, а когда было так? В СССР? А сейчас СССР? А когда мы выпускались, наше поколение, было так? Всегда были нужны какие-то сопутствующие навыки и знания. Важен был социальный багаж и умение разговаривать. Кто-то с дипломом сразу занял руководящую или жирную должность? Нет. Кроме того, у нас не было тех возможностей, которые есть у современной молодежи. На каждой консультации я рассказываю о них, но, и об этом я знаю точно, пользуются единицы. Кто пользуется, и это я тоже знаю, уже формирует свое портфолио. Кто-то уже пробует себя в предпринимательстве, кто-то работает над кейсами в программировании, кто-то ездит на стажировки.
⠀
👉🏻Профориентация - не волшебство. Сориентироваться в каком направлении двигаться она, конечно, поможет. Но дальше начинается процесс исследования направления. Так сказать, примерки на себя того функционала, в котором придется действовать. И, вот досада, вернемся к первому абзацу, все может поменяться. И еще раз скажу - это здорово! Сидеть в четырех стенах и надеяться, что можно угадать с профессией - У ТО ПИ Я! Исследуйте себя, свои потребности, ресурсы, интересы.
Чтобы разобраться в выборе, ваш ребенок может ответить 5 вопросов:
- Кто я?
- Что я хочу делать? (если вам не нравится ответ вашего ребенка на этот вопрос, работайте не с ответом, а с собой и своим пониманием того, в чем это действие)
- Для кого я это буду делать?
- В чем нуждаются люди, для которых я буду это делать и чего они хотят?
- Как эти люди будут меняться, когда я буду это делать для них?
Чаще всего, когда речь идет о выборе профессии, фиксация идет на том, как Я буду в этой профессии.
Однако, стоит помнить, что профессия выбирается не для того, чтобы она была, а для того, чтобы она была кому-то нужна. Кому-то, кто будет платить за то, что будущий профессионал будет делать в рамках профессии.
Постарайтесь не забывать о том, что в будущем, сегодняшнему подростку (как и нам с вами сейчас) нужно будет взаимодействовать с обществом. И желательно, чтобы он там был нужен со своими знаниями и умениями.
Если смотреть на выбор с такого ракурса, логично искать не в вузе, а в рынке описание того спроса, который сформирован на ту или иную специальность. И под спрос формировать свои навыки. Спрос рождает предложение. Можно наоборот, но это очень энергозатратный процесс. Поверьте мне, как человеку, пожалуй, одному из первых, начавших действовать в поле, которое до этого принадлежало исключительно государству. Именно поэтому я могу рассказать о том, как действовать легко в условиях сформированного спроса на специалиста😉
И если вы действительно хотите разобраться в вопросе "какую профессию выбрать ребенку?", то нужно готовиться к тому, что это:
- не результат теста
- не результат одной консультации
- не профпробы
- не "дни открытых дверей в вузах"
Это ПРОЦЕСС, в который входит:
- сформированная поддержка ближнего круга поддержки подростка
- право подростка на ошибку
- несколько лет поисков, которые начинаются в средней школе
- использование возможностей, которые существуют сейчас в государстве
- планирование и корректировка планов
- сформированный образ цели, к которому интересно и, желательно, весело двигаться
- готовность принимать и обсуждать решения детей
С чего стоит начать? С избавления от страхов:
- что что-то пойдет не так
- что профессия будет невостребованной
- что поступит не в тот вуз
- что выберет не то дело
- что в итоге профессия все равно надоест
- что разочаруется в полученном образовании
- что без протекции никуда не возьмут
и так далее...
Начинать нужно с корректировки взглядов на процесс выбора и настраиваться на то, что это не мучение в сложный переходный период, а интересная и увлекательная исследовательская работа. В которой вы, я сейчас обращаюсь к родителям, можете найти, в том числе, и для себя много нового и интересного. И, возможно, забрать себе какие-то знания, которые повысят вашу рыночную стоимость как специалиста.
Мой канал на YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCI3awVKU3mpWvgFhRMi1mbg/featured?view_as=subscriber
А это я: