Найти тему
Философия отдыха

Нандор Фаркаш: «Бог даровал талант и сердце»

Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок»
Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок»

Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок» музыкальные критики называют «100 Паганини», а западная пресса не сомневается, что Лист и Паганини, услышав его игру, восхитились бы…» В преддверие гастролей в России президент оркестра Нандор Фаркаш рассказал о том, сколько в нем на самом деле скрипок кто - первая, как подбирается репертуар и почему оркестр обходится без дирижера.

Нандор, расскажите, как появился ваш оркестр? Он с самого начала был самым большим цыганским оркестром в мире или разросся постепенно?

Группа из 138 участников была образована 2 ноября 1985 года. Первый концерт состоялся 22 марта 1986 года в Будапештском Конвент-центре (Budapest Convention Center). После первого же успешного концерта мы стали известны в Европе, а вскоре и во всем мире.

В вашем оркестре действительно 100 скрипок? Или это фигура речи?

Наш оркестр всегда насчитывал более 100 членов, сегодня в нем 127 участников.

-2

Все исполнители оркестра – цыгане или есть музыканты других национальностей? Если не цыган, но талантливый музыкант захочет стать членом вашего коллектива, вы его не примете?

Не все наши музыканты цыгане, так было с самого начала. Мы принимаем талантливых людей, и нам абсолютно не важно, откуда человек родом.

Почему по ходу концерта вы не используете ноты и работаете без дирижера? Это просто «фишка» или как-то связано с обычаями цыган?

Мы очень много репетируем, поэтому к моменту концерта настолько оттачиваем весь материал и начинаем так чувствовать друг друга, музыку, инструменты, что нам действительно не нужны ноты. Когда репетируем, конечно, есть и ноты, и дирижер.

В чем особенности именно цыганского исполнения классики?

Бог даровал талант и сердце! Наверное, наше исполнение можно назвать страстным, потому что мы полностью отдаемся своему делу.

Как подбираете репертуар? Он постоянный или дополняете его новыми композициями?

-3

Есть неизменные композиции, которые мы играем из концерта в концерт, потому что публика их всегда принимает на ура. Например, «Чардаш» от Витторио Монти, традиционный венгерский народный танец, «Жаворонок» Григораша Динику, «Венгерские танцы» Брамса. При этом мы постоянно обновляем свой репертуар.

«Руководители занимаются подборкой материала, после чего уже все члены оркестра решают сообща, соответствует ли этот материал стилю, подходит ли по духу». Так написано в вашем пресс-релизе. Как проходят эти обсуждения? Не заканчиваются ли они ссорами и недопониманием? Как принимается решение в спорных ситуациях?

Президент и арт-директор предлагают, а остальные члены коллектива решают, подойдет композиция оркестру или нет. Как правило, это мирное обсуждение, и решение принимается сообща и достаточно быстро. Но в случаях, если члены коллектива не приходят к единому мнению, президент реализует свое право голоса и выносит финальный вердикт. Все строится на взаимопонимании, уважении и доверии.

-4

Не создает ли диссонанса и не возникает ли несостыковок, когда каждым номером по очереди управляет один из солистов?

Разногласий между нами нет. Каждый из нас может управлять номером, потому что каждый член коллектива – профессионал, и, как я уже говорил, мы очень много репетируем вместе. Все музыканты оркестра одинаково подкованы и имеют возможность почувствовать лидерство. Мне кажется, поэтому мы и успешны.

Какой из выпущенных вами альбомов стал самым успешным?

Мы выпустили не менее 30 альбомов, среди них много платиновых, золотых пластинок. Очень сложно выделить один альбом. В этом году нам 35 лет, и этой весной мы будем записывать новый альбом – очень знаковый для коллектива.

9 марта на сцене Дома музыки в Москве выступит Будапештский симфонический оркестр цыган «100 скрипок». Артисты самого большого в мире цыганского коллектива исполнят мировую классику, не используя ноты и не прибегая к помощи дирижера.

-5

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:

  1. Цыгане являются главными героями опер «Кармен» Жоржа Бизе, «Трубадура» Джузеппе Верди и «Алеко» Сергея Рахманинова, оперетт Иоганна Штрауса «Цыганский барон» и Имре Кальмана «Цыган-премьер».
  2. Французский композитор Морис Равель считал концертную фантазию «Цыганка» для скрипки и фортепиано своим любимым произведением, а Ференц Лист не только создал цикл «Венгерские рапсодии», но и написал книгу «Исследование музыки венгерских цыган».
  3. Название творческой элиты — богема — произошло от одного из прозвищ цыган во французском языке — bohémiens. Буквально слово переводится как «богемцы, жители Богемии», где в Средние века селилось много цыган. Таким образом, неприкаянная жизнь артистов сравнивалась с жизнью кочевников. Образ богемы был популяризирован в десятках произведений – от романа Анри Мюрже и оперы Пуччини, до песен Шарля Азнавура и группы Queen.
  4. Цимбалы стали частью академической музыки благодаря знакомству Игоря Стравинского с венгерским цимбалистом Аладаром Рацем. Русский композитор, вдохновлённый игрой цыганского виртуоза, научился играть на цимбалах и позже создал несколько произведений для этого инструмента.
  5. Носителей цыганских генов называют «романо рат»: ими считаются гитарист группы «Rolling Stones» Ронни Вуд, Сергей Курехин, Евгений Гудзь, Юл Бриннер, Юрий Любимов, Дина Рубина и Анна Нетребко.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц