Найти тему
Основной аэродром

Авиационный детектив: как Ил-14 без правого основного шасси с помощью грузовика садился

Недавно в качестве отдыха посмотрел советский фильм «Разрешите взлёт» 1971 года. Хороший актёрский состав и прекрасные авиационные кадры — получил удовольствие от просмотра. И был в фильме один эффектный эпизод, который захотелось разобрать подробнее и узнать — основан он на реальных событиях или нет?

Афиша фильма «Разрешите взлёт», СССР, 1971 год. Фото: kinopoisk.ru
Афиша фильма «Разрешите взлёт», СССР, 1971 год. Фото: kinopoisk.ru

Кино

Этот эпизод лёг в основу афиши к фильму. По сюжету пассажирский самолёт Ил-14 «Аэрофлота» испытывает проблемы при заходе на посадку — не выходит правая стойка шасси. Сделав несколько безуспешных попыток выпуска, экипаж доложил о проблеме диспетчеру.

Собравшиеся на вышке управления полётами специалисты предложили лётчикам сделать несколько пробных заходов на посадку с касанием полосы выпущенными стойками шасси. Была надежда, что от толчков заклинившая стойка выпадет сама. Но результата эти попытки не дали. И тогда появилась идея совершить посадку Ил-14 с помощью грузовика ЗиЛ-130, на который самолёт должен был лечь правой плоскостью крыла.

Руководил посадкой бывший лётчик, а нынче диспетчер Сергей Николаевич Сахно (его играет великий Анатолий Папанов). Пилоты Азанчеев (Валентин Гафт) и Дима Соломенцев (Семен Морозов) управляли ЗиЛом и подстраивались под заходящий на посадку авиалайнер. Благодаря согласованным действиям всех — диспетчера, пилотов Ил-14 и водителя грузовика — самолёт смог успешно совершить посадку с ЗиЛ-130 в роли третьей стойки шасси. Красивый эпизод, который можно посмотреть на ролике ниже:

Реальность

Естественно, что для съёмок такая ситуация в реальности не создавалась. Настоящим Ил-14 в фильме управлял экипаж заслуженного пилота СССР М. С. Кузнецова, который и выполнял промежуточные фейковые посадки. А для комбинированных съёмок использовали макет авиалайнера с размахом крыла около трех метров. Но вопрос остаётся открытым — такой случай был в действительности или автор сценария Владимир Кунин всё придумал?

Немного поисков и ответ нашёлся. Удивительно, что первоисточником стал … автомобильный журнал «За рулём». В №7 за 1967 год в нём была опубликована статья В.Даниленко «Смелые люди», в которой и описана та самая аварийная посадка Ил-14 с помощью грузовика.

Иллюстрация к статье В.Даниленко «Смелые люди». Фото: журнал «За рулём», №7 за 1967 год.
Иллюстрация к статье В.Даниленко «Смелые люди». Фото: журнал «За рулём», №7 за 1967 год.

Да, есть различия в типе автомобиля — в статье говорится о ЗиЛ-150 (на иллюстрации изображён ЗиЛ-164). Но зато мы знаем точное место этого происшествия — Хабаровский аэропорт — и имена смелых людей, управлявших грузовиком — Виктор Тимофеевич Пастернак и Яков Зиновьевич Рабинович. Заметку можно прочитать ниже:

Cтатья В.Даниленко «Смелые люди». Фото: журнал «За рулём», №7 за 1967 год.
Cтатья В.Даниленко «Смелые люди». Фото: журнал «За рулём», №7 за 1967 год.

Загадка в этот раз получилась лёгкая, но тем не менее интересная. И стала лично для меня прекрасным дополнение к интересному фильму. Я знаю, что меня читают бывшие и действующие пилоты гражданской авиации. Если в вашей карьере были интересные (и главное — со счастливым концом!) случаи аварийных посадок, то поделитесь ими, пожалуйста, в комментариях.

Спасибо за внимание, дорогой читатель!

__________________

Все вопросы или замечания можно оставить в комментариях. А лайк и подписка помогают развитию канала!