Найти тему
Надежда Нога

Это волшебное слово... горшок

Те, кто пока не сталкивался, не смейтесь. Это серьёзная тема и важная часть процесса социализации, особенно значимая, когда ребёнок находится вне дома. И связано это практически со всеми сферами развития - и с физическим развитием, и с неврологическим, и с эмоциональным, и с процессом познания...

Это нормальная часть жизни, поэтому относиться к теме развития детей лучше уважительно, спокойно и буднично. То есть, не хлопать в ладоши, не акцентировать лишнее внимание и не устраивать по каждому успешному случаю праздник. С другой стороны - не ругать, не сердиться, не заставлять, не позорить, не заискивать и не подкупать, не выставлять этот процесс на всеобщее семейное обозрение, не сюсюкать и называть всё своими именами. Важно не отвлекать во время процесса другими делами и занятиями - не читать, не включать мультфильмы, не давать в руки игрушки.
Мамам важно не вкладывать в это слишком много эмоций, а папам важно не раздражаться и понять, что малыш всему учится постепенно. Переход на горшок это процесс, и ребёнку нужно дать время. К тому же, есть ещё и индивидуальные различия - дети все разные.

На самом деле это самый важный момент самостоятельности, независимости и самоуважения для ребёнка от 1,5 до 3-х лет.
Часто задаваемый вопрос - когда начинать? Можно найти самые противоречивые рекомендации по этому поводу. Но давайте посмотрим на этот процесс с точки зрения готовности, развития и потребностей самого ребёнка! Для этого мы наблюдаем и следуем за ребёнком, вместе с его природой. Мы с уважением и любовью предоставляем ему независимость на доступном ему уровне и всячески в этом поддерживаем. Готов или не готов?

Важным моментом является, прежде всего, зрелость мозга, нервной системы. Умение управлять сфинктерами выделительной системы относится к мелкой моторике. Чтобы начать самостоятельно пользоваться горшком, ребёнку необходима зрелая иннервация - нужно вовремя успеть понять позыв своего тела и уметь сдержать этот позыв до горшка.
Так называемая крупная моторика тоже должна быть готова - ребёнку необходимо самостоятельно уверенно ходить, садиться и вставать, самому снимать одежду. Таким образом, это возраст около 1,2- 1,3.

Задача взрослых - подготовить среду - в частности, нужно приобрести подходящий по размеру и форме удобный горшок (без картинок и музыки) и, хорошо подумав, определить ему уютное укромное постоянное место. Да, важно постоянное место для горшка. Порядок и постоянство помогают ребенку, дают чувство комфорта и безопасности, способствуют нужному настрою. А перемещение горшка по дому в поисках нового места может помешать.
Важно самим взрослым не использовать горшок в игре и не по назначению. Некоторые мамы, заигрывая, начинают в чистый горшок что-то прятать, чтобы таким образом привлечь внимание. Или даже на голову одевают...


Важно не давать игрушки и не включать телевизор, не использовать другие отвлекающие приемы. Это выступает в роли подкупа и ребёнок начинает неестественно относиться к самому процессу. Ребёнку нужно вполне сосредоточенно заниматься одним определенным делом, быть здесь и сейчас, как это и свойственно его природе.
При этом, повторюсь, мы относимся к этому буднично, как к чему-то самому обычному и естественному. Например, не хвалим самого ребёнка, но обязательно эмоционально поддерживаем - какая здорово, у тебя сухие штанишки, у тебя получилось, мне так приятно!
Если же у ребёнка пока не получается, он обеспокоен этим, можно спокойно и мягко обратить его внимание, проговорить - у тебя штанишки, подгузник мокрый, грязный, наверное поэтому тебе неприятно, надо  переодеться. Не укоряем, не стыдим, не позорим, не сравниваем с другими детьми. Мы просто помогаем. Учится он сам.

Часто детям нравится, когда их маленький горшочек находится в туалете, то есть как у всех. Бывает, что ребёнок готов пойти в туалет с мамой или со старшим ребёнком за компанию.

Некоторые дети категорически не принимают горшков, но готовы попробовать, как все, воспользоваться взрослым унитазом. Тогда можно использовать ступеньки и накладки на унитаз, причем, взять пару разного цвета, чтобы ребёнок имел возможность выбора. Выбор очень помогает снять протесты, когда в период отрицания малыш на всё говорит "нет". Опуская все вопросы, на которые можно  ответить отрицательно, сразу спрашиваем -  какую накладку выбираешь?
Точкой интереса так же является спускание воды. Но мы объясняем - мы просто так воду зря  не тратим, на кнопку нажимаем только  после того, как дело сделано. Так что смотри сам...
Очень многие дети не любят отпускать маму одну в туалет. Тут тоже  можно сказать - мы  можем пойти  вместе, если  ты  туда по делу, тоже  сядешь на свой горшочек.

Можно использовать  интерес к стульям - в этом возрасте  дети любят детские стульчики - залезать, садиться, вставать, - и приобрести стул-горшок. Очень многим детям этот способ помог.

 Важно, что в этой теме, в периоде развития есть достаточно большой перерыв, который длится от 2 до 3 лет. Если вам не удалось помочь ребёнку перейти на горшок до 2-х лет, отложите, не настаивайте, не трогайте сами эту тему. А с 3-х сможете продолжить, если ребёнок не придёт к этому самостоятельно, может быть даже вопреки, таков уж он, это период отрицания!

Если родители используют приёмы насилия, заставляют пользоваться горшком, удерживают на горшке, делают из этого трагедию, у ребёнка могут начаться запоры, что очень опасно для здоровья малышей.

Проблема может оставаться долгие годы. Например, в моей практике был случай, когда подросток страдал от невозможности воспользоваться туалетом в школе, как все дети. Только на уроке он мог отпроситься и, взяв ключ от учительского туалета, успешно посетить его. Так родители, сами того не ведая, могут создать проблемы своим детям.


Очень мешает переходу на горшок использование "сухих" одноразовых подгузников. Это одна из причин позднего перехода на пользование горшком. Из-за памперсов ребёнок не получает достоверной информации о  том, как функционирует его тело.
Когда подгузник тканевой, ребёнку мокро и неприятно, а дети любят быть сухими и чистыми (бывают исключения, связанные с  определёнными ситуациями). Экологичный многоразовый тканевой подгузник ребёнок может быстро научиться снимать и одевать самостоятельно. В таких подгузниках мокро, но наружу сильно не протекает. У ребёнка сохраняется естественный порядок причина-следствие, сохраняются нормальные представления о функционировании своего тела, нормальные ощущения и их понимание. По большому счёту памперсы мешают обретению независимости.

Кроме этого, важно вместе устранять последствия "аварии" - ребёнок может  самостоятельно складывать в корзину для стирки мокрые, грязые вещи и вытирать мокрый пол. Показываем как проще это сделать, но ни в  коем случае не принуждаем. Для этого в доступе, на уровне ребёнка, на постоянных местах должны быть все необходимые для уборки вещи детского размера. Мы вытираем большой шваброй, а  ребёнок своей маленькой. Так же рядом  может находиться чистая одежда - простая и удобная, без лишних застёжек, чтобы ребёнок мог сам её взять для переодевания.

Любые негативные проявления, связанные с этой темой, важно воспринимать максимально спокойно, перенаправляя внимание малыша,  просто показывая как  можно  делать иначе. Эмоции, не важно - положительные или отрицательные, закрепляют детали  событий в памяти и показывают важность происходящего для родителей. В этом случае, заинтересовавшись, запомнив, малыш будет продолжать экспериментировать, изучать жизнь и наблюдать за реакцией взрослых.

Например, пришли домой гости, расположились в гостиной, оживлённо разговаривают. Ребёнок наблюдает, но вдруг, захотел в туалет. Чтобы ничего из интересного не пропустить, вытаскивает свой горшок на середину комнаты, усаживается и продолжает наблюдать за происходящим. Гости смеются, родителям неловко и  они тоже смеются заодно.  Что происходит дальше? А дальше, как только в дом приходят  люди, ребёнок вытаскивает горшок и усаживается навиду  у всех - хочет всех порадовать и вызвать  смех. Ему пытаются объяснить, что лучше так не делать. Но исправить закрепившееся очень трудно, и ситуация повторяется снова и снова.

Когда с этой темой начинает получаться, можно предлагать ребёнку сходить на горшок каждые час - полтора - два. Кому то, может быть, и  минут через  45, это индивидуально. Обычно, малыш, даже заигравшись и сам не понимая,  сигнализирует о желании сходить в туалет какими то  повторяющимися характерными движениями - кто-то дёргает плечом, кто-то пританцовывает, кто-то  ёрзает.  Наблюдательный родитель быстро разбирается в этих знаках и предлагает - может быть сходим на горшочек?

Самый последний редут в использовании памперсов обычно прогулки и ночной сон. Можно  использовать одноразовые мягкие пелёнки для подстилания на мягкую клеенку. На улицу, когда уже тепло, одевать ребёнку тканевые эко многоразовые подгузники.
Если  понимать насколько неполезны памперсы, сохранять спокойствие и позитивный настрой, терпеливо продолжать продвигать тему, то всё  получается. И уже года в два ребёнок может справляться с этой непростой задачей - пользоваться туалетом.