Найти тему

Приступление к школе

Почему раньше подготовки к школе не было, а дети были к ней готовы?

Для того, чтобы в этом разобраться, сначала определимся с тем, что же составляет готовность ребенка к школе. Как осуществлялась подготовка к школе раньше и сейчас. Да простят меня учителя за поверхностность и примитивность изложения. Это все-таки блог.

Мелкая моторика. Ребенок может завязать шнурки, в состоянии обвести квадратик в тетради в клеточку. Может вдеть нитку в иголку.

Раньше. Пацаны вечно что-то мастерили, вырезали ножичком из дерева, делали какие-то кораблики, самолетики из бумаги. Девочки шили одежку для кукол, делали секретики. Это было личное творчество, в игре, с интересом и удовольствием.

Сейчас. Клавиатура и смартфон мелкую моторику не развивают.

Навыки самообслуживания. Ребенок умеет сам одеваться, включая застегивание молний и завязывание шарфов. Имеет навыки соблюдения правил гигиены. Знает свои вещи и может найти нужную вещь в портфеле.

Раньше. Все эти требования были обусловлены традицией. Дети над неумехами смеялись, взрослым было некогда сюсюкаться с детьми, да и не принято это было.

Сейчас. Родитель является обслуживающим персоналом для ребенка. Сделать самому проще, чем научить. Поэтому 1 сентября мама, по привычке достает из сумочки носовой платок и вытирает им нос ребенку. У ребенка своего носового платка нет и пользоваться им он не умеет.

Развитие речи. Ребенок умеет излагать свои мысли. Может кратко рассказать о каком-то событии. Может ответить на простые вопросы.

Раньше. Если ты посмотрел фильм первым, то рассказываешь его содержание друзьям. Учишь считалки, скороговорки и для игры, и потому что Вася уже умеет говорить эту скороговорку. Если тебя не понимают, тебе трудно будет во дворе. Приходилось подтягиваться.

Сейчас. Ребенку говорить не с кем.

Концентрация внимания. К первому классу ребенок умеет удерживать внимание на одном деле, хотя бы 15 минут. Для начала этого достаточно. Две физминутки за урок и все отлично. Умение быстро переключать внимание тоже требуется, но первый класс – это, в большей степени, выработка навыков, а значит, усидчивость.

Раньше. Во дворе, в игре сплошное переключение внимания (конечно не такое как в смартфоне, но все же). Дома – конструкторы, мозаики, какие-то самоделки. Даже деревянный кинжал за 15 минут не вырежешь, иногда часами сидишь.

Сейчас. Клиповое мышление и гиперактивность стали ширмочкой. «Вот, ребенок такой…» Нормальный человек должен уметь работать в режиме многозадачности, когда это требуется, и переключаться на кропотливую, длительную работу, когда это нужно. По суше – идем, в воде – плывем. Воспитание смартфоном приводит к кособокости развития внимания у детей.

Умение действовать по правилам. Ребенок может спокойно выполнять требование школьного распорядка, правил поведения в коллективе, правил безопасного для себя и других поведения.

Раньше. Если ты играешь в прятки и считать нужно до 30, значит ты будешь считать до 30.

Сейчас. Ребенок имеет превентивное право на определение правил.

Коммуникативные навыки. Ребенок может не создавать конфликтные ситуации с другими детьми, умеет договариваться, слышит собеседника, отстаивает свое мнение, имеет навыки общения с взрослыми.

Раньше. Двор, в котором рос ребенок – это коллектив. В этом коллективе оттачивались все тонкости общения. Были традиции поведения в коллективе. В сложных ситуациях родители подсказывали как нужно действовать. Был этикет общения со взрослыми, и он прививался детям.

Сейчас. Отсутствие простейших коммуникативных навыков является базовой причиной превращения школы в дикий кошмар для очень многих детей, родителей и учителей. Дети без таких навыков создают вокруг себя ад и в этом аду живут.

Вывод. Традиционное воспитание и свободное, без контроля родителей, общение детей со сверстниками в нашей жизни больше не существуют. Родители остаются со своими детьми один на один. Если раньше традиционное воспитание, традиционные отношения выводили детей на требуемый уровень развития, то теперь все нужно делать самим.

И в этой ситуации мы сталкиваемся с очень распространенным в современной России понятием – «предательство».

Родителям нужна реальная помощь. А помощи нет.

Министерство просвещения таких занятий, какие они проводят с кандидатами в приемные родители, для родителей с родными детьми не проводит. Да, дети, идущие в приемные семьи, имеют огромные проблемы. А обычные дети? Каждый ребенок – это вселенная, и родители должны знать законы, по которым развиваются их дети. Родители должны получать помощь.

Издательства и интернет публикуют все что попало, лишь бы было название о подготовке к школе. В основном уделяют внимание развитию учебных действий и получению знаний. Это рано, это уровень начальной школы. Есть и отличные пособия, но попробуй их выбрать, когда большинство книг и сайтов с педагогикой не дружат.

«Подготовители» к школе всех мастей от репетиторов, до курсов, организованных при школе, делают то, что попроще и то, что сразу заметно. Учат читать и писать.

Результат.

Не учитывается возрастная психология. Подготовка к школе 4-х –5-и леток является жесточайшей перегрузкой детей. Нельзя 3-х месячного ребенка учить ходить. Нельзя ребенка в 4 года сажать за парту.

Не учитывается то, что до школьного возраста у детей основная форма развивающей деятельности – игра. Пропуская эту деятельность, мы обрекаем ребенка на недоразвитие. Не считая того, что дети лишены так необходимой им групповой игры, мы еще и нагружаем их несвойственной для этого возраста учебной деятельностью.

На различных курсах подготовки к школе в наглую используется классно-урочная система. Эта система уже безвозвратно устарела. В школе назрела острая потребность ее замены на современные приемы организации учебного процесса. За что дошкольников мучать?

Вместо реальной подготовки детей к учебе часто приступаем к самой учебе, то есть учим читать и писать. То, что требуется развивать перечислено выше. Но все это не сразу видно и не эффектно. За это деньги платить никто не будет. Подумаешь, ребенок стал легко запоминать стихи, и раньше их учил. Изменения в речи проходят постепенно, их никто не заметит. Ну стала рука «твердой». Так он и раньше что-то там рисовал. Нет, это все баловство, вот когда начнет читать и писать – будет готов к школе.

Приступать к учебе, не подготовив ребенка к школе то же самое, что необстрелянных солдат бросить в бой. Сплошные потери. Благие намерения без понимания – это беда.

Нарушение дидактических приемов присутствуют как на курсах подготовки детей к школе, так и дома.

Хватаемся сразу за сложное. Учим письму без постановки руки, без развития мелкой моторики.

Не понимаем простейшего взаимодействия временной и постоянной памяти. Не выдерживаем интервалов между повторениями при заучивании. А иногда с садистской настойчивостью заставляем ребенка что-то учить «пока не выучит» по 30-40 минут подряд, без перерывов, пока не посинеет.

Отработка выполнения действий по элементам часто упускается. Иногда разбитие на элементы проводится нерационально.

Баланс выполнения действий «с помощью» и «самостоятельно» не всегда соблюдается. Дети или брошены с неразрешимой для них проблемой один на один, или помощь настолько чрезмерна, что не позволяет выработать навык.

Организация игр не сбалансирована. Или заигрываемся и забываем о развитии, или пресыщаем игру учебными действиями, превращаем ее почти в урок.

Во время игры ребенку интересно. Он в этом возрасте по природе любопытен. Мы, мало того, что корежим его игру, так еще и придумываем стимулы, которые интересны нам, взрослым, превращая игру в предмет торгов. Сама игра стимул, и этим надо пользоваться. Результат – потеря интереса к занятиям, пассивность, безразличие. Самое распространенное последствие неграмотной подготовки к школе – демотивация детей к учебе.

Продолжать можно долго и много.

О пропаганде

Когда я учился в 4-м классе, два второклассника начали дурить первоклашек. Они уговаривали меняться монетами. Красивый, блестящий, почти золотой пятак, меняли на невзрачные 20 копеек. Мы, конечно, доходчиво им объяснили, что так делать нехорошо.

Дорогие родители, подготовка к школе в том виде, в котором она есть, и в котором она пропагандируется – это пятак, взамен на Ваши невзрачные 20 копеек. И не важно, готовите вы ребенка к школе сами или водите на курсы. Законы развития психики ребенка требуют не той подготовки, которая стала популярной. Не читать и писать, не сама учеба, а развитие навыков, необходимых для учебы.

Ликвидация традиций и невозможность общения детей в больших коллективах без контроля родителей предполагают педагогически организованное решение задач развития детей в суррогатных условиях. Эрзац-игры. Эрзац-традиции.

Лучшая помощь Вам в этом вопросе, которую смогло бы оказать государство, это восстановление безопасной среды обитания для детей. Чтобы первоклассники без опаски могли через весь город поехать на танкодром, проверять крепость панциря черепахи, или спасать ее (фильм «Внимание, черепаха!»), а дошкольники могли бы самостоятельно гулять во дворе толпой, играть в свои детские игры и в этих играх развиваться, чтобы взрослые опять превратились из объекта невероятной, смертельной опасности в людей, всегда готовых прийти детям на помощь. Но для этого нужно менять систему воспитания.

Новая беда

Надвигающееся домашнее обучение в начальной школе, это пятак за 200 рублей. Министерство просвещения будет проверять у Ваших детей знание. Это блеск пятака. И все «помогающие Вам в учебе» будут давать эти самые знания. На самом деле основная задача начальной школы заключается совсем в другом. В начальной школе должны быть сформированы практически все навыки выполнения учебных действий, которые потребуются в дальнейшем. Дети должны научиться учиться. Знания нужны только те, без которых невозможно развитие навыков. Часть знаний получаются как «побочный эффект» при отработке навыков. Остальные – это развитие кругозора и удовлетворение нормального детского любопытства, так-как только любопытство, присущее всем млекопитающим и, являющееся двигателем прогресса, должно быть сохранено, а не убито неправильным преподаванием, и будет лучшим стимулом к учебе. Доброхотные же «помогающие» «напихают» в ваших детей столько знаний, сколько смогут, через «не могу», через колено, псевдонаучных с различными изподвыподвератами. Главное, чтобы эффектно выглядели для родителей. А развитие навыков выполнения учебных действий – это кропотливый невзрачный ежедневный труд преподавателя, тяжелый, требующий больших знаний и мастерства. Результат – свободная и легкая учеба в средней и старшей школе, самостоятельность. Но выглядит этот результат непрезентабельно. И кто будет этим заниматься? Готовьте ваши денежки и несите их на поле, сами знаете какое и в какую именно страну.

Что касается причин оголтелой пропаганды домашнего обучения. Все очень просто. 20 лет Министерство просвещения делало вид, что оно занимается образованием. Теперь становиться ясно, что на средства налогоплательщиков только создавалась видимость бурной деятельности. Теперь близится час расплаты. Наибольшую опасность для министерства представляют образованные родители, любящие своих детей. Министерству просвещения нужно освободиться от них. Решение простое: таких родителей и, соответственно, их детей надо вытеснить из государственных учреждений. Нет учеников в школе – нет проблем для министерства. Вечная морковка, за которой мы всегда пойдем – это свобода. Ради самоощущения свободы мы готовы рискнуть благополучием детей, мы готовы нести дополнительные расходы, мы готовы простить годами обманывающее нас Министерство.

Дорогие родители, Вам врут. ПЕДАГОГИКА – ЭТО НАУКА. Прочитайте хотя бы труды Д. Б. Эльконина, А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Ш. А. Амонашвили, И. А. Зимней, В. Ф. Шаталова, В. В. Репкина, В. А. Сухомлинского и С.Н. Лысенковой, а потом говорите, что это искусство. Плевать на педагогику лучше сверху, превзойдя уровень перечисленных авторов. Снизу-вверх обычно как-то неудобно получается, конфуз может случиться.

Огромное спасибо Helga Tarasova. Без Вашего ответа на мой комментарий эта внеплановая, для меня, статья не состоялась бы.

Текст ответа: «Педагогика - это искусство. Знание теории вовсе не гарантирует успешную практику. Я общаюсь со своим ребенком целый день, у меня достаточно времени и терпения, чтобы разбираться с его личными особенностями. Учитель может уделить ему в лучшем случае несколько минут. И чем, по вашему, занимаются родители до школы?»