Найти тему

Мы ожидали большего за эти деньги!

Один мой коллега поднял такую интересную тему. Он считает, что управление ожиданиями заказчика - это ответственность исполнителя. И если, мол, ты слышишь нечто вроде "Мы ожидали большего за эти деньги", то сам виноват.

С одной стороны я с ним согласен. Необходимо максимально проработать и согласовать ожидания на берегу. Насколько это возможно. Если возможно сделать ТЗ, то сделать его. Если нет, то хотя бы закрепить письменно ожидания в одном месте.

Более того, я навидался исполнителей, которые обещают золотых гор лишь бы продать свои услуги, а там - трава ни расти. Что получается на выходе - можете догадаться сами.

И тем не менее, даже если все сделать. Даже если максимально обезопасить себя, все равно возможно свободное толкование некоторых договоренностей. Например в консалтинге или в исследовательской аналитической работе ТЗ вообще не составишь. Ибо на берегу не известно что должно получиться в итоге. С этим можно поспорить в комментариях. Но я могу судить лишь по своей практике. Даже если ты твердо и несколько раз согласуешь ожидания. Даже если заказчик адекватнее некуда, все равно вылезут завышенные ожидания.

Каждый человек формирует свои ожидания сам. Люди склонны сами себе придумывать черти чего. И никакой специалист, будь он сто раз профи не может и не должен управлять мыслями заказчика. Так как это невозможно технически, физически и вообще никак.

Конечно, это не значит, что можно плюнуть на все и ничего не согласовывать. На мой взгляд, исполнитель должен брать на себя инициативу в установке ожиданий, ибо это в его интересах. Но, вешать на него ответственность за то, что кто-то там себе что-то напридумывал сверх - довольно странно и бессмысленно.

А как вы считаете, друзья мои? За ожидания заказчика отвечает он сам или исполнитель?