Найти тему

Здравоохранение: пациент потребляет, врач предоставляет

Зарплата крайне важна для врача - это качество жизни его семьи.

При этом, специфика профессии кроме зарплаты предполагает самоощущение себя как человека, выполняющего тяжелую, но благодарную, заслуживающую уважения работу.

jeab / бесплатные изображения Freepik       http://www.freepik.com
jeab / бесплатные изображения Freepik http://www.freepik.com

Услуга вместо помощи

Концепт «медицинская услуга» окончательно закрепился ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 2011 г.

Услугу предоставляет медицинская организация, непосредственным исполнителем является врач или подконтрольный ему медицинский работник, пациент потребляет медицинскую услугу.

Качество услуги предлагалось оценивать через удовлетворенность пациентов, то есть ее потребителю.

Переформатирование медицины в систему медицинских услуг творцы оптимизации аргументировали объективной необходимостью, продиктованной рыночными отношениями.

Переформатирование с подменой смыслов

Само по себе слово УСЛУ́ГА, то есть действие, приносящее пользу, помощь другому является положительным понятием - когда речь идет о дружеских отношениях. Еще Крылов говорил: услуга в дружбе – вещь святая.

Совсем другую коннотацию это понятие приобретает, когда отношения деловые.

Услуга становится действием, совершаемым в интересах пациента, работой, выполняемой для удовлетворения потребностей пациента на коммерческой основе (полис - тоже коммерция).

Таким образом, замена понятия "медицинская помощь" на концепт "медицинская услуга" не просто словесная рокировка.

Изменились фундаментальные основополагающие принципы, на которых строились взаимоотношения врача и пациента и самой врачебной деятельности.

snowing / бесплатные изображения Freepik     http://www.freepik.com
snowing / бесплатные изображения Freepik http://www.freepik.com

Многие врачи восприняли такие изменения как унижение профессии и врачебного статуса.

Пациенты тоже не извлекли никаких выгод, так как сразу почувствовали негативную реакцию врачей.

Помощь больному это не услужение потребителю

Невозможно представить, что, например, Бехтерев, Бурденко, Пирогов, Боткин, Амосов, Склифосовский, Виноградов понимали врачевание как оказание услуги потребителю.

Они лечили больных, помогали больным людям, оказывали им медицинскую помощь - и на этом строилась вся великая российская медицина.

Оказывать помощь - значит приходить на выручку, приходить на помощь, подавать руку помощи, протягивать руку помощи пациенту, больному человеку.

Это важнейший постулат, на котором строится обучение профессии, благородная цель.

Большевикам хватило ума взять все лучшее от царской медицины, оптимизаторы решили что они умнее, чем все предыдущие поколения.

Удовлетворение потребностей пациента в нашей российской ментальности не может быть стимулом для врача проявить сопереживание к больному.

Потребительские отношения в системе врач-больной тупо погубят российскую медицину.

Такое целеполагание, если приживется в здравоохранении, разорвет все связи великими врачебными традициями, а без опоры на традиции не будет никакого развития.

А вы согласны , что предназначение врача можно сформулировать как оказание услуг потребителям?