21 августа 1968 года на территорию Чехословакии были введены войска пяти государств – членов Организации Варшавского договора: СССР, Болгарии, ГДР, Венгрии и Польши. Началась операция «Дунай», на тот момент крупнейшая после Второй мировой войны военная операция в Европе.
"Свободный западный мир" мгновенно ответил ураганным залпом истерики из всех пропагандистских орудий. Про собственные планы противодействия в похожих ситуациях и подпольные правые эскадроны смерти, подготовленные ЦРУ на случай смены курса стран западной Европы, конечно, никто не рассказывал.
Зато СМИ всех западных стран наполнились эффектными фотографиями советской техники на улицах Праги. И одной из самых странных машин, мелькающих на этих фотографиях, была необычная маленькая самоходка.
Этой самоходкой была десантная АСУ-57. Разработанная в 1948-1950 годах для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей, она стала первым серийным образцом бронетехники, созданным в СССР специально для этого рода войск. Серийное производство АСУ-57 осуществлялось до 1962 года.
Большая часть корпуса была изготовлена из алюминия – это позволило снизить вес. В конструкции самоходки были применены интересные решения, например, резиновые топливные баки.
Несколько необычно для нашей техники расположено и место водителя - по правому борту!
Любопытно также, что в качестве силовой установки АСУ получила автомобильный двигатель М-20Е от легковой "Победы"!
Эта маленькая машинка, разработанная ещё при товарище Сталине, не снискала громкой славы на поле боя, но, по крайней мере, не позволила некоторым чехам, бросающим бутылки с зажигательной смесью на улицах Праги, "выбрать свободу". А потом устроить на четверть века раньше у границ СССР ещё одну маленькую Фашистляндию.
__________
6-9 марта в московских Сокольниках пройдёт выставка "Олдтаймер-Галерея", посвящённая 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Среди многих уникальных образцов военной техники в зале будет стоять и уникальная АСУ-57, не воевавшая, но долгие годы "стоявшая на страже мира и прогресса", как совершенно справедливо говорили в те годы.