Найти тему
машина

Автобус ЗИС-127 и культ личности товарища Сталина

Текст: Николай Марков

Повествование начну издалека. Когда-то, много лет назад, ко мне попал вот такой серьезный талмуд - здоровенный, тяжеленный, с переплетом на металлических винтах:

Это заводской презентационный альбом, предвестник нынешних многостраничных фирменных рекламных проспектов. И внутри этого альбома было вот такое изображение:

-2

Это междугородные автобусы ЗИС-127. Машины определенно новые, сразу две, да еще и без номерных знаков. Плюс крымский пейзаж на заднем плане... В совокупности эти факторы дают явные основания считать запечатленные обстоятельства южным этапом госиспытаний автобусов ЗИС-127. Но сами автобусы с этой фотографии долгое время вызывали у меня непонимание. В государственных испытаниях принимали участие опытные образцы ЗИС-127 с короткой колесной базой, а в серийное производство потом пошли доработанные одноименные машины с увеличенной базой. Фотографий и тех, и других автобусов имеется предостаточно. На картинке из альбома, несмотря на неудачный ракурс, явственно просматривается, что колесная база короткая – ведь хорошо виден значительный задний свес кузова. Раз так – это точно опытный образец. Но вот «морды лица» у этих автобусов ну совершенно странные. Вот, можете взглянуть для сравнения, как выглядят короткобазные образцы ЗИС-127 с госиспытаний на всех других известных фотографиях:

-3

Первым делом бросается в глаза массивная надпись «ЗИС» на передке. Декоративные элементы на передней панели кузова также выглядят совершенно иначе. А между фар нет никаких вентиляционных прорезей и подштамповок. Так что за автобусы тогда фигурируют в альбоме? И почему у них вообще на эмблеме в кружочке читается аббревиатура «ЗИЛ», если госиспытания проходили в 1954-1955 гг., а Московский автомобильный завод стал «имени Лихачева» вместо «имени Сталина» только в 1956-м? Самое логичное, что приходит на ум – это то, что фотка сделана уже намного позже госиспытаний, а сами автобусы году этак в 1956-м просто переделали – опробовали на них новый перспективный дизайн передка, который планировали затем внедрить на серийные машины. Вроде бы, более-менее стройная и логичная версия получается? Тем более, что несколькими страницами далее в том же самом заводском альбоме есть еще и вот такой разворот:

-4

На правой странице, как видно, снова помещено изображение автобуса 127-й модели с этим самым непонятным оформлением передка, только теперь уже с длинной колесной базой. Ну, точно – хотели такую «мордашку» внедрять в серии, даже построили несколько пробных образцов, но потом что-то не срослось, наверное… Но прошло некоторое время, и у меня появилась вот такая фотография:

-5

Узнаете? Это тот же самый кадр, что был помещен в альбом, только теперь кадр настоящий, в оригинале – отсканированный с негатива. И только теперь стало ясно, сколь глубокому вмешательству ретушёра подвергся этот фотоснимок перед публикацией в альбоме. Зачем? Очевидно, в период активной борьбы с культом личности Сталина ретушёр получил ответственное задание заштриховать крупную надпись «ЗИС» на передке. Но поскольку в ретушёре, видимо, умирал маститый дизайнер, он подошел к заданию творчески. А в результате родилась историческая фальсификация. Вот так вот, ловкость рук и никакого вам Фотошопа!

P.S. А вот и тот самый «серийный» образец ЗИС-127 из заводского альбома. Кадр изначально черно-белый, и без ретуши он выглядит вот так:

-6