Родители часто жалуются, что подростки ничего не хотят делать и спрашивают, как же их мотивировать.
Но обычно они имеют в виду что-то вроде: “как мне заставить моего ребенка делать то, что я хочу? Как мне сделать так, чтобы мой ребенок обрел баланс (имеется в виду между учебой и обязательными, по мнению родителей занятиями и собственными интересами)? Как мне вытащить его из компьютера, выгнать на улицу или вообще заставить сделать что-нибудь полезное?”
Чувствуете? Практически везде присутствует слово “заставить”. А в широком смысле “как мне подогнать моего ребенка под мое видение правильного ребенка”.
Но ключ к мотивации -- поощрение и поддержка.
В этом посте я предложу шесть работающих подростковых мотиваторов: комплименты, юмор, сделку, вовлечение, совместное решение проблем и последовательность.
Комплименты
Позитивная мотивация работает! Люди справляются с любыми задачами лучше, когда чувствуют, что их усилия ценят.
Это справедливо для всех, но особенно для подростков, которые часто слышат бесконечную критику, придирки и жалобы на свою плохую работу.
Каждый день ищите возможность выразить вашим детям, насколько они уникальны, что вы цените в них и цените их усилия.
Юмор и игровые механики
Подростки реагируют на юмор гораздо лучше, чем на лекции и придирки.
Можно попробовать действовать так:
Если кто-то из детей забыл, к примеру, помыть посуду можно сказать: "кто-то забыл сделать то, о чем мы договорились. Я дам сто рублей первому, кто догадается, что это такое”. Ваши дети очень быстро разоблачат “преступника”.
Или: “Спрорим на 100 рублей, что ты не успеешь закончить уборку в комнате до начала футбольного матча".
Соревнуясь за настоящий приз дети очень легко справляются с различными задачами.
Сделка
“Я заключу с тобой сделку. Если ты будешь выгуливать собаку в будни, мы пойдем в кино в выходные ”.
или
“Я заключу с тобой сделку. Я заберу тебя и твоих друзей из кино, если ты найдешь другого родителя, который отвезет тебя туда.”
“Я заключу с тобой сделку. Я найду возможность оплачивать твои занятия гитарой, если ты будешь выполнять все домашние задания по математике"
Вовлечение
Люди хорошо решают задачи определенного уровня сложности. Т.е. задача не должна быть легкой, в ней обязательно должен содержаться вызов, но, в то же время, она должна быть решаемой. Т.е. нельзя требовать от подростка сходу выиграть олимпиаду по физике. Но постепенно увеличивая сложность, вы вовлекаете его в процесс и он начинает получать мотивацию уже через сами задачи.
Совместное решение проблем
Четыре шага для совместного решения проблем:
- Подросток делится своими проблемами и целями.
- Родитель делится своими проблемами и целями.
- Если цели подростка и родителя далеки друг от друга, проведите мозговой штурм, чтобы найти варианты сотрудничества.
- Подросток и родитель выбирают вариант, удовлетворяющий обоих и начинают его пробовать.
Например, цель ребенка стать знаменитым киберспортсменом, а цель родителя -- воспитать самостоятельного и ответственного человека. Можно обговорить условия, при которых ребенок демонстрирует, что он может совершенствоваться в компьютерных играх и даже зарабатывать в них, но при этом должен хорошо учиться по школьной программе.
Последовательность
Это ключ к мотивации подростков.
Уважительное отношение, сотрудничество и ответственное отношение к своей части обязанностей помогает создать очень эффективный тандем с вашим подростком или целую семейную команду.
Попробуйте! А если будут вопросы -- пишите мне, всегда рада ответить.
Я веду этот канал, для того, чтобы поделиться своим реальным опытом семейного обучения, обсудить с вами плюсы, минусы и подводные камни. Мне очень и очень важны ваши мнения и вопросы, пожалуйста, пишите в комментариях здесь или в личку. Ваш отклик очень вдохновит и мотивирует писать дальше.
Пожалуйста, поделитесь этим постом и пригласите в обсуждения своих друзей, интересующихся современными возможностями образования, это очень поможет развитию канала.
Читать мой блог о семейном образовании можно также в Facebook и Telegram