Японцы — мастера маркетинга. Это уже давно признанный факт. Они умеют интересно преподнести товар, начиная от презентации и рекламы до внешнего вида и упаковки, и речь не только о материальных штуках, но и, например, о такой вещи, как туризм или репрезентация страны за рубежом. Сегодня хотелось бы рассказать о трех великолепных победах маркетинга в Японии, когда рекламная компания настолько прочно вошла в жизни людей, что стала самой настоящей традицией, держащейся не одно десятилетие (картинки и видео прилагаются).
Рождество и KFC
Христиан в Японии мало — это одна из самых малочисленных в стране конфессий (на графике ниже за 2014 год, например — зеленым цветом, там где 1%). Однако японцы любят сам антураж христианства — например, очень популярны свадьбы в «европейском» стиле — в залах, оформленных как церковное помещение, с алтарем, белым платьем, обрядом, напоминающим венчание, и т.п. Кроме того, японцы любят праздники — так что неудивительно, что им нравится рождество — красивый праздник с иллюминацией, детскими хорами, елочными венками, сладким и так далее. Поэтому они с удовольствием празднуют его, даже не будучи христианами.
Однако интересно то, что одна японская традиция, связанная с рождеством, совершенно отличается от остального мира. Ведь один из символов этого праздника в Японии стало KFC! Все началось в 1974 году с рекламной компании японского KFC, призывающей в этот праздник полакомиться их жареной курицей. Американская культура в ту пору в Японии стала особенно популярна, но традиционной индейки, которую едят на рождество в Европе, в Японии найти сложновато, а тут вроде как и тоже птица, и, к тому же, максимально «европейская» еда. Так что компания попала в точку. Тем более, что в Японии Рождество во многом молодежный праздник, а молодежь любит фастфуд.
Ниже можно посмотреть рекламу 1981 года с лозунгом «Кентаки крисмас» (Рождество с KFC, кто не знает, название этой сети расшифровывается как Kentucky Fried Chicken Жареный цыплёнок из Кентукки). И рекламу на ту же тему 2018 года.
В 1985 году начали продаваться рождественские «сеты для вечеринки» с курицей, салатом и тортом, также получившие огромную популярность. Обычная рекламная компания оказалась настолько удачной, что курица из KFC стала традиционной едой на Рождество в Японии и остается ей до сих пор. Больше про Рождество в Японии можно почитать тут.
День святого Валентина и Mary Chocolate Co.
День святого Валентина — еще один красивый европейский праздник, который японцы с удовольствием празднуют. Правда, в своей особой манере, отличной от Европы — впрочем, о том, что в Японии в этот день девушки дарят предметам воздыхания шоколад в качестве признания, знает каждый, кто хоть немного в теме Японии. Но откуда же это пошло?
Популярной идея «День святого Валентина — это день, когда девушка может признаться, подарив любимому шоколад» прогремела в 1970-х в рамках рекламной компании Mary Chocolate Co. Впрочем, сама идея эта появилась еще в 1936 году у кондитерской компании Morozoff Ltd. в Кобе, основанной русским эмигрантом Дмитриевичем Морозовым. Тогда эта компания опубликовала подобную рекламную акцию в англоязычной газете The Japan Advertiser, рассчитанной на иностранцев. Так что Mary Chocolate лишь подхватили идею десятилетия спустя, на этот раз в адрес более широкой японской аудитории — и она стала настоящим хитом! Старая и современная валентиновская реклама шоколадок ниже.
Японская реклама шоколада компании «Гурико» 1983 года
«Шоколадные» рекламы Лотте 2018 года
Больше про День святого Валентина в Японии и виды шоколада, который дарят в этот день (а это не только романтический шоколад) читать тут.
Белый день и Fujiya Co. (14 марта)
И, наконец, напоследок — представляю вам праздник, придуманный японскими маркетологами. Буквально. После оглушительного успеха рекламной кампании в честь Дня святого Валентина, титаны кондитерской промышленности начали размышлять — как бы выжать из этого еще больше выгоды? Тут им и пришла в голову отличная мысль — если уж 14 февраля шоколад дарят девушки, должен быть и день, когда молодые люди могут отплатить им за этот подарок сторицей!
И в 1973 году японские компании EIWA Confectionery CO. и Fujiya Co. развернули компанию по «Ответным подаркам», призывая парней дарить девушкам маршмеллоу, печенье, белый шоколад и другие сладости через месяц после Дня святого Валентина, 14 марта. После, уже в 1978, праздник получил название «Белый день» и окончательно оформился. Постепенно список подарков был расширен — сегодня на Белый день не обязательно дарят сладости, это могут быть также, например, аксессуары. Пара рекламных роликов ниже.
Реклама примерно 1987-1989 года на тему Белого дня
1994 год (Белому дню посвящен второй из двух роликов)
2016 год, реклама про популярного мишку, озабоченного тем, что нужно купить кучу подарков в ответ на валентиновские шоколадки