«Армата», машина в каком-то смысле скандальная. Не зря, танк вызвал бурную реакцию в первый год после демонстрации, а про способности машины писали очень и очень много. Куда интереснее выглядело заявление о разработке и создании первой опытной партии буквально за 4 года. Люди, разбирающиеся поймут, что создать танк за такой короткий срок, да ещё и с нуля, в мирное время почти невозможно. Но если это правда, то кто стал предком современного Т-14 и Т-15?
Предшественники «Арматы».
Вдаваться в особо глубокие подробности истории касаемо танков с необитаемой башни я не буду, кратко описав всего лишь три образца. Первый и самый ранний – Объект 477. Харьковское бюро имени Малышева представило прототип с классической компоновкой, если не брать в учёт необитаемую башню. За основу брались элементы от Т-64 с возможным переходом на ходовую часть типа Т-80. Силовой агрегат по ранним «прикидкам» не отличался от серийных – 6ТД-1 мощностью 1 250 лошадиных сил. Позже, хотели увеличить мощность до 1 500 л.с.
Объект 299, «родом! из Ленинграда следовал идее необитаемой башни, но принцип создания машины отличался… По сути, Объект 299 был универсальным шасси, на котором можно было создавать не только танки, но и тяжёлые БМП, БМПТ, подъёмные краны, мостоукладчики и т.д.. Это, ещё не упоминая мирное русло использования машины. В принципе, это и стало главной отличительной чертой ленинградского детище, если не брать в учёт заднее расположение башни.
Последним стал Объект 195 из Нижнего Тагила. Идейно, он повторял харьковский Объект 477, но вместо элементов Т-64 и Т-80, УВЗ использовал части от Т-72. Это было вполне логично. Особых отличительных черт нет, если не брать в учёт почти 20 летнюю проработку и едва ли не начало серийного производства в 2010 году.
«Армата» за 4 года – реальность?
Т-14 «Армата» - это не новая концепция, а лишь объединённая идея двух проектов – Объекта 299 и Объекта 195. Некоторые приплетают «родство» «Арматы» с Объект 640 «Чёрный орёл», не замечая его принципиального отличия. Объект 640 – проект модернизации Т-80, а но совершенно новая боевая единица.
Но, вернёмся к Т-14… Хочу напомнить, что на параде «Победы» 2015 года мог появиться Объект 195. Это вполне реально, если брать в учёт отработку прототипа в течение 20 лет, фактическую готовность и рекомендацию запуска в серийное производство а так же финал заводских и государственных испытаний в 2010 году. Однако желание создать универсальную тяжёлую бронированную платформу поставило крест на Объекте 195 в самый последний момент… Обосновывается это опытом Объекта 299, который имел несколько разный семейств, предназначенных как для армии, так и для мирных нужд, от тяжёлых машин пожаротушения и тягачей, до машин новостных изданий и резервного транспорта политически и стратегически важных лиц на случай войны.
В конечном итоге, УВЗ пошёл на уступку и переработал своей проект под модульную конструкцию, создав как минимум четыре варианта машин – ОБТ, ТБМП, мотоукладчика и тяжёлой гусеничной машины пожаротушения. Кроме выше упомянутого, конструкторы избавились от некоторых новых агрегатов, дабы удешевить производство. Ярким примером служит 125 мм орудие вместо 152 мм.
Проблема нынешней «Арматы» заключается не в том, что Россия не готова к реализации, а в спорах и недофинансировании. Военный бюджет особо не расширялся, а скопившиеся заказы никто не отменил, что снизило поток инвестиций в строительство новых цехов и разработку альтернативных, более простых агрегатов. Наверняка многие знают об отказе от Х-образного мотора, мол он вышил серым и дорогим, но никого не смущает, что агрегат от «Арматы» существует уже с конца 80-х и устанавливался даже в прототипы Т-90 без серьёзных изменений в габаритах и шасси. В связи с этим, возникает хороший вопрос – а как можно доводить до ума одно и тоже десятилетиями? Вот 30 лет Х-образный двигатель «ненадёжен»… Проблема не в надёжность, а в возможностях его массового производства, которое не налажено из-за недостатка финансирования и производственных мощностей, а по какой причине – коррупция или не желание власти отвлекаться от других дел, вопрос немного другой.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.