Дело было в самолете: я возвращался из командировки в Данию. Ну и, пока делать нечего, читал in-flight journal; что уж это была за авиакомпания, не помню. Во всяком случае, заинтересовавшую меня статью написал датский журналист.
А писал он о том, что в южном Китае - или северном Вьетнаме - есть фабрика, на которой HugoBoss шьет свои понтовые рубашки, ценой в ползарплаты.
Боюсь ошибиться с цифрами... поэтому воспринимайте их, как некоторые условные величины: так или иначе, а соотношение этих цифр я воспроизведу верно.
В общем, продавали эти супер-пупер модные навороченные брэндовые рубашки по 200 евро штуку.
Себестоимость такой рубашки, однако, была довольно мала. Поскольку труд работниц на северо-вьетнамской фабрике оплачивался очень невысоко, а специальную высококачественную белую ткань вырабатывали на фабрике в соседнем уезде - и потому она тоже обходилась HugoBoss очень дешево, - то итоговая себестоимость рубашек составляла примерно 5 евро за штуку.
Нет, автора не возмущала накрутка цены в 40 раз. Брэнд, понимаете ли. Авторские права. Ну и так далее. Читайте дальше.
А дальше автор писал, что хитрые вьетнамокитайцы, увидев такие прибыли, организовали прямо за забором фабрики HugoBoss свою фабрику. С точно такими же станками и условиями труда. Куда переманили часть работниц, и начали шить - из той же самой ткани из соседнего уезда - в точности такие же рубашки. По тем же лекалам. И даже с вышитым логотипом "HB".
Ну и стали продавать эти рубашки в Европе... за 20 евро за штуку.
Конечно, такое наглое поведение вызвало неудовольствие автора. Но, он же понимает, дикари. Не видят принципиальной разницы между настоящим HugoBoss и поддельным (сделанным на том же оборудовании, из тех же материалов, теми же работниками. Да, поддельный).
Возмутили автора той статьи - не китайские вьетнамцы, нет! Его возмутили соотечественники-датчане, которые бросились покупать "поддельные" рубашки по 20 евро! Хотя, пишет автор, они не могли не понимать, что "настоящий" HugoBoss не может стоить так дешево!
И дальше автор растекался мысью по древу о падении морального облика и вообще отсутствии совести у современных датчан. Которые, с его точки зрения, просто обязаны были объявить бойкот "поддельным" рубашкам и, тем самым, разорить бесчестных китайских предпринимателей.
* * *
Нет, я всегда понимал, что менталитет - штука сложная. А уж морально-этические нормы у разных народов (а вернее, у разных религий) могут отличаться чуть больше, чем полностью.
Но этот автор меня убил.
Нет, вдумайтесь!
- HugoBoss продает свои рубашки в 40 раз дороже, чем они реально стоят.
Это ничего, нормально.
- Хитрые китайцы делают в точности такие же рубашки, и предлагают их в десять (!) раз дешевле.
Это вызывает негодование, но умеренное.
- А вот датчане, которые раскупили эти рубашки за два дня ("настоящие" так и продолжают лежать на полках) - это ай-яй-яй! Падение нравов и позор нации!
Короче, автор "сделал мне день" - до самого вечера я нет-нет, да и вспоминал эту статью, и на моё лицо непроизвольно наползала улыбка.
* * *
Конечно! Главное - не быть, а казаться! Помните анекдот:
Два новых русских приехали в Париж. Разбрелись по городу. Вечером двое встречаются:
- О! Ты почем этот галстук купил?
- За тысячу евро, на Пляс Пигай!
- Лошара! Я точно такой же купил на Шамс-Элизе за три тысячи!
Н-даааа...
* * *
Ранее о неожиданных открытиях:
- шок 1987 года: о том, что люди-то не меняются!
- шок 1993 года: путч Ельцина в Москве
- шок 1994 года: начало первой чеченской войны,
- шок 1996 года: появление глубокой пропасти между "верхами" и "простыми людьми" в России,
- шок 1997 года: лживость любых СМИ, не только советских/российских,
- шок 1998 года: изнанка революции 1991 года
- шок 2005 года: о русских "украинских националистах",
- шок 2006 года: о том, что жить в долг - хорошо и правильно,
- шок 2014 года: смена шила на мыло при выборах на Украине.