ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
Ушкуйники. История возникновения.
Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.
«Если кто украдет ладью, то 60 кун штрафа князю, а саму эту ладью вернуть; а за морскую ладью — 3 гривны, а за набойную ладью — 2 гривны, за челн — 20 кун, а за струг — гривна».
«Русская Правда». Статья 79. 11век.
С точки зрения «Русской Правды», кодекса законов, авторство которого, приписывается Ярославу Мудрому, кража челна обходится «дешевле» всего. Что же это, и на чем еще плавали новгородцы в интересующую нас эпоху. Каким, выражаясь современным языком, было их средство доставки к месту проведения десантной операции.
Челн-однодревка, выдолбленная, или выжженная, из ствола дерева колода, которой придана обтекаемая форма снаружи. На фото - самый простой вариант такой лодки. Применялся с начала истории человечества и до наших дней. Для изготовления требуется дерево, простейшие инструменты и некоторое количество времени. В северных походах активно использовался новгородцами.
Не намного дороже ценит «Русская Правда» и ладью. Похоже, так в 11 веке называли дальнейшее развитие однодревки, более тщательно исполненное, с бортами, наращенными одной или двумя досками. Одним словом речная лодка, но уже более вместительная и удобная.
За струг уже гривна. Киевская гривна того времени 161-164 грамма серебра, новгородская около 200, по современным ценам 5- 6 тысяч рублей. Правда, тогда, серебро ценилось значительно дороже, чем сейчас.
Струг, имеет два значения, из первого вытекает второе. Согласно первому это инструмент для обработки дерева. Согласно второму - речное судно. Получается, что первоначальное значение, лодка - дальнейшее развитие челна-однодревки, параллельное с ладьей, возможно, из более крупного древесного ствола. В дальнейшем изменяется конструкция и к 17 веку это уже довольно крупное плоскодонное парусно-гребное судно. Струг 11 века, видимо, большая речная ладья. На фото выше то, какими могли быть первые струги.
Дальнейшее развитиаие струга изменило его до неузнаваемости. Вот что про этот тип речных судов пишет Википедия:
«… Использовалось на реках, озёрах и морях, в гражданских и военных целях. В разных регионах Руси судно имело различную конструкцию. В общем, было оборудовано съёмной мачтой с небольшим прямым парусом, который ставился при попутном ветре; некоторые струги имели прерывистую палубу, чердак (каюту). Мог быть с одинаково острым носом и кормой. Струги имели длину от 20 до 45 метров, ширину от 4 до 10 метров и вёсла от 6 до 20 штук. В XVI—XVII веках иногда оборудовались небольшими пушками на вертлюгах для защиты от разбойников…»
Набойная ладья. Основа, все та же, обработанный ствол очень большого дерева. Потом его наращивали досками, опирающимися на опруги (шпангоуты) - поперечный каркас. Такое судно, можно было, не рискуя повредить, благодаря мощному днищу-основе, перетаскивать через волок
Суда с дощатой обшивкой внакрой назывались набойными, суда с обшивкой вгладь - насадами. Именно на таких судах князья Олег и Игорь ходили воевать с Византией. Согласно популярной легенде, приделав к ним колеса, на них даже ездили по земле.
«И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей».
"Повесть временных лет" (в переводе Д. С. Лихачева)
Но это X век, а появилось ли у русов, в том числе и у новгородцев, что то более серьезное, и подходящее как раз под задачи средневековой «морской пехоты»? Да, было и такое, но об этом в следующий раз.
ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ ЭТОЙ СЕРИИ:
Ушкуйники. История возникновения.
Ушкуйники. Морская пехота Новгорода.