Законник Стефана Душана, сборник законов средневековой Сербии. Составлен по инициативе царя Стефана Душана. Принят собором 1349, дополнен в 1354. Сохранился в 24 списках (древнейший — Стружский список 14 в. хранится в Государственной библиотеке СССР им. В. И. Ленина в Москве). Генеалогия списков и датировка некоторых из них вызывают споры среди историков.
З. С. Д. фиксировал взаимоотношения внутри господствовавшего класса и последнего с крестьянством и центральной властью. Устанавливал за одни и те же преступления повышенные наказания для крестьян и пониженные — для феодалов. Он определял категории крестьян, единые нормы их повинностей феодалам. Много внимания З. С. Д. уделяет порядку судебного процесса, защите государством православной церкви и её институтов.
«Законник» Стефана Душана (205 ст.) в основной своей части был принят по инициативе сословного собора в 1349 г. В 1354 г. к тексту были сделаны дополнения. Позднее добавились несколько десятков статей – в основном правил судопроизводства – из разных законодательных источников разного времени. Во многих вопросах «Законник» ориентировался на византийское церковное право «Номоканона» и «Синтагмы» (особенно в ст. 1 – 28). Но основное содержание отразило своеобразные институты сословного строя Сербии и жесткую правовую политику властителей государства-«деспотовины».
Влияние византийской публично-правовой традиции сказалось на том, что относительно подробно были изложены права и полномочия монарха. Оговаривалось исключительное право царя строить крепости в государстве. Государь имел право на особый сбор со своих вассалов на свадьбу сына. Жители государства обязывались содержать царских посланцев и слуг при исполнении ими государевых поручений. Царь считался своего рода гарантом правосудия и установителем общественного спокойствия; нарушения этого рассматривались как посягательства на царские полномочия.
Весьма заметное место в нормах «Законника» (практически полностью лишенных уже казусной формы, а представлявших позитивное законодательство) заняли гарантии законности. Единожды изданные законы или предоставленные имущественные права полагались как неприкосновенные и неизменные даже по отношению к царской власти. Весьма необычными были прямые запреты царю посягать насильственно, без законной судебной процедуры на предоставленные в собственность имения, вмешиваться в собственнические права. Законы гарантировали всем, даже несвободным людям, «воздаяние правды» на царском дворе. Особого значения законы (хрисовулы) объявлялись ненарушимыми и навечно охраняющими вольности городов – «Да не вольны того нарушить в них ни господин царь, ни кто-либо другой».
Славянские племена начали проникать на Балканский п-ов в к. V – н. VI в. Среди них были и племена, из кот-х впоследствии сформировался сербский народ и которые составили основу
Сербского гос-ва. Центр этих племен нахадился в юго-западной части современной Сербии – в междуречье Дрины, Лима, Ибра и Зап. Моравы. Средневековое название этой области – Рашка. Впервые термин «сербы» упоминался в источниках о восстании Людевита Посавского (IX) и в трудах визант-го имп-ра Конст. Багрянородного (сер. X в.)
В рай-х первоначального поселения славян на Балканах в VI-VII вв. сформировались первобытнообщинные родоплеменные образования, представляющие собой ед-во географического, этнического и экономического эл-тов. Племена состояли из соседских общин, состоящих в свою очередь из задруг – больших патриархальных семей. Задруга, как писал Энгельс, образовала переходную ступень от семьи, основ-й на групповом браке и материнском праве, к индивидуальной семье современного типа.
Несколько задруг составляли племя, а несколько племен – жупу, во главе кот-й стоял жупан. Его вл. была основана на принципе родоплеменных отношений. Жупан, совет старейшин и нар. собр-е – гл. органы родоплеменной демократии сербов.
В период военной демократии в организации и управлении жуп большую роль играли дружины.
Должности жупанов и старейшин постепенно становятся наследственными и закрепляются за отдельными зажиточными и влиятельными родами.
Классовое расслоение, возникновение феодальной част-й собственности, выдел-е знатных людей (племичей) приводят к тому, что органы военной демократии (жупаны, дружина) «из орудий народной воли превращаются в самостоятельные органы гос-ва и угнетения, направленные против собственного народа» (Энгельс).
Вопрос о возник-ии сербской гос-ти и эволюции жупной орг-ции продолжает вызывать споры. В н. XX в. возобладала точка зр., что у юж. Славян первонач-но возникали непрочные п-кие объединения - «племенные корол-ва», созданные по чужеземному образцу, в кот-х жупаны лишь номинально подчинялись главе такого объединения. Новейшие исследования советских и зарубежных ученых опровергают эту точку зр. и отрицают широко распространенную теория от том, что гос-ть у сербов оформилась только в к. XII в., а жупная организация сохранялась в неизменном виде вплоть до сер. XIV века.