Найти тему
Рассылка КМБПЧ

Обойдутся без вашей помощи

В Павлодаре в одном здании суда суде параллельно проходят два судебных заседания, касающиеся одного эпизода применения пыток в павлодарской колонии АП-162/3. Две противоположных стороны, включая «добровольных помощников администрации», пытаются опротестовать прежнее решение районного суда.

6 февраля 2020 г. в Павлодарском областном суде под председательствованием Акетая Муратгали состоялось судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы бывшего осужденного Евгения Рычкова. Последний в настоящее время проживает в Алматинской области и его «присутствие» в суде обеспечила видеосвязь.

По словам Рычкова, 17 июня 2016 года он в числе других осужденных прибыл в исправительное учреждение АП-162/3 г.Павлодара. Практически сразу началась «прописка». Другими словами, избиения и другие виды издевательств со стороны администрации и их «добровольных» помощников (также отбывающих наказание). Все факты пыток в отношении Рычкова и других «новеньких» полностью раскрыты в проведённых следственных действиях, в том числе и с его участием. 4 сентября 2019 года в Павлодаре вынесли приговор по делу о пытках: 14 человек (9 сотрудников колонии и 5 «волонтеров») были осуждены на сроки от пяти до семи лет.

Вместе с тем Евгений Рычков оказался несогласным с вынесенным приговором. Он считает, что действия сотрудников колонии и «помощников», рассмотренные в индивидуальном порядке, следует рассматривать как действия организованной преступной группы. В свази с этим он обжаловал приговор. Также он попросил назначить комплексную судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизу согласно стандартам Стамбульского Протокола, по результатам которой принять справедливое и законное процессуальное решение.

- Сейчас последствия этих событий дают о себе знать: головные боли, проблемы со зрением, увеличение кисты в паховой зоне. Судебно-медицинская экспертиза была мне проведена 26.07.2016 года, т.е. спустя 38 суток. За этот период утерянного времени все видимые, внешние причиненные мне телесные повреждения уже прошли и естественно они не были зафиксированы в результате экспертизы, - пояснил он в ходе судебного заседания свою позицию.

Также, по словам потерпевшего, несмотря на его ходатайства, данные обстоятельства, которые существенным образом могли повлиять на квалификацию, а именно на тяжесть совершенного в отношении него преступления и последующего наказания, не учитывались. По этой причине в дальнейшем в ходе судебного заседания им было заявлено ходатайство о назначении дополнительной судебно-медицинской экспертизы. Но суд счел это невыполнимым, поскольку-де необходимо предоставить суду всю необходимую медицинскую документацию.

По словам адвоката Бегалиева, «данную документацию ни Рычкову, ни представителю никто не выдаст, так как мы не являемся процессуальными лицами. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством необходимо проводить ее официальную выемку, что и должен был сделать суд».

После трех часов судебного заседания был объявлен перерыв, однако Рычков сообщил, что в этот день он не сможет присутствовать, но пообещал присоединиться к следующему заседанию.

6 февраля 2020 г. апелляционной судебной коллегией по уголовному делу рассматривались также апелляционные жалобы в отношении бывших сотрудников и осужденных из состава помощников администрации. Два бывших сотрудника частично признали свою вину и просили смягчения приговора. Одному из них пришлось вызвать скорую медицинскую помощь, так как на судебном заседании он почувствовал недомогание.

По словам осужденных (помощников администрации) с приговором первой инстанции они не согласны и просят переквалифицировать ч.3 ст.146 УК РК (пытки с причинением тяжкого вреда здоровью) на ч.2 (среднего вреда), так как считают, что их вина не доказана, а выстроена лишь на предположениях.

На что судья Муратгали Акетай задал логичные вопросы: «Какая есть необходимость бить? Вы, ведь, тоже осужденный? Кто наносил удары Муратбекову?» (заключенному, скончавшемуся на второй день после побоев – ред.)

На этот вопрос один из подсудимых ответил с пафосом:

- Я добровольный помощник администрации. Добровольный помощник должен служить примером для других осужденных… Я помогал им, чтобы они в «зону» вышли уже подготовленные, маршировали, исполняли гимн. Некоторые осужденные благодарили за это. Муратбекову наносил удары осужденный Подлипалин.

Следующий вопрос судьи:

- Кто вам разрешил ночевать в карантине вместе с вновь прибывшими? Кто дал указания?

Один из осужденных:

- В карантине мы находились по поручению сотрудников администрации.

Следующее судебное заседание назначено на сегодня – 12 февраля.PS. Необычно само обвинение, за которое за которое в свое время оказался в колонии Евгений Рычков. Как рассказывает служба «Азаттык», в 2015 году мужчину осудили за «ложное сообщение о террористическом акте». Тогда он «ходил за правдой» в городской акимат, и поняв, что так просто ничего не добьешься, заявил, что при нем находится 30 килограммов тротила.