Характерный пример работы со страхами
Запрос Марины (имя и детали ситуации изменены для сохранения конфиденциальности) «Я недавно столкнулась с ситуацией, которая повторяется постоянно. Мне по долгу службы приходится ездить на важные встречи, в том числе с чиновниками, и презентовать нашу компанию. И у меня каждый раз страх. Мне захотелось спрятаться и убежать. Мне захотелось, чтобы что-тио случилось, лишь бы этой встречи не произошло.
Электричка встала и у меня сразу облегчение, что этот ужас и этот страх мне не придётся вновь переживать. Хочется спрятаться, свернуться комочком и умереть. Лишь бы мне не присутствовать на важных встречах, не выступать перед важными людьми. И никогда с этим не сталкиваться. А с другой стороны, я руководитель. Я должна во всем этом находится. Я должна вести своих сотрудников за собой. Я же руководитель. И такие терзания меня не отпускают».
Цель: Хотелось бы состояние спокойствия и уверенности на таких встречах.
Символ спокойствия и уверенности на таких встречах – ангел.
Фигуры:
- Заместитель клиентки
- Заместитель страха
- Заместитель системной причины страха
Тест 1. Образ расстановки: Фигуру цели трясет. Жесткая. Агрессии нет, но я вся в защите.
Интервенция: Из фигуры цель выводим конкретного человека.
Новая фигура встала в зоне детских травм. Это может быть человек из детских лет клиентки – учитель, воспитатель, мама, бабушка, соседка и даже случайный прохожий, который в восприятии маленькой Марины был жестким и страшным человеком.
После дополнительных тестов сильнее всего отозвался вариант – врачи в детской больнице, где лежала маленькая Марина («Я там жила месяцами»). Это человек который имеет доступ к телу. Я буквально слышу и вижу груду медицинских инструментов, которыми тебя будут методично и безжалостно пытать и убивать. Позиция врача: у меня поток пациентов, и я просто делаю свою работу, я просто четко знаю, что мне нужно сделать.
Решение
Разрешающая фраза (детской части): «Мариночка привет. Я вижу, как ты испугана. Я вижу как тебе страшно. Я – это ты, только я взрослая, сильная, и я пришла тебе помочь. Тебе не объяснили, тебя не защитили. Это не твоя вина. Ты девочка хорошая. Давай я тебе объясню. Это просто медицинская процедура. Эти люди о тебе заботятся. Они заботятся о твоем здоровье. Они анализы брали, таблетки давали, лечили тебя. Ты выздоровела, мы молодец. Ты – классная. Это врачи. Они не садисты. Они просто делают своё дело. А это просто медицинские инструменты...»
Разрешающая фраза (врачам из контекста детства): «Врачи дорогие, я раньше вас очень боялась. Прямо до ужаса. И этот страх я сейчас переношу на важных людей, на официальные лица, на начальников. Как раньше в детстве я мечтала о том, чтобы не попасть к врачу, так и сейчас мечтаю, чтобы электричка не довезла меня до важной встречи. Но я сегодня я эту детскую историю оставляю там.
Разрешающая фраза (страху): «Дорогой мой страх, спасибо за заботу, спасибо за ту помощь, которую ты оказывал мне всю мою жизнь. Ты меня спасал в детстве, а с сегодняшнего дня, у меня к тебе новая задача. В тебе очень много энергии, ты же мой защитник, ты боец, ты меня защищаешь. Мне нужно, чтобы ты помог мне пройти туда, к цели, в зону уверенности и силы. Для этого я назначаю тебя моим телохранителем, гидом, проводником к цели. С сегодняшнего дня ты мой навигатор в движении к цели. Вперед! К цели!
Телесно-образное подкрепление – интеграция со всеми частями, и все вместе шаг вперед к цели.
Подышите вместе этим новым состоянием.
Результат: Комфортно, весело, хочется всех обнять всех троих… Очень хорошо.
Проверка на экологию. Вводится фигура важного начальника, человека, перед которым обычно было страшно выступать и делать презентацию своей компании.
Клиентка: «Я буду рассказывать о своей компании. У меня для вас небольшой доклад. Это займет 10 минут вашего времени. Прошу вас меня выслушать. Если у вас будут вопросы, я готова с удовольствием на них ответить». Все у меня прекрасно. Спокойное и уверенное самочувствие.
***
Обсуждение
- Работа в травме выглядит так. Если человек служил в горячей точке и пригибался при звуке пулеметной очереди, то в мирное время на гражданке, когда он идет мимо стройки и слышит звук отбойного молотка, он пригибается, как будто слышит пулеметную очередь.
- Точно так же для ребенка, здание больницы, это было официальное здание, каждый врач – это государственный человек, занимающийся важными делами. И инструменты страшно гремели, и было больно от некоторых процедур, и хотелось от этого спрятаться, любым способом избежать неприятного… И весь этот травматический опыт психика в зрелом возрасте переносит на официальные встречи с важными людьми на официальных встречах с потенциальными заказчиками.
- Что мы сделали? Мы на уровне работы с образами, там ребеночка защитили, объяснили, помогли, утешили, успокоили. И теперь намного легче общаться с важными людьми в контексте сегодняшнего дня, все воспринимается легче.
- Страх выполняет очень полезную роль, имеет позитивное намерение. Он защищает ребенка. Ему просто надо выдать новую задачу: «Не блокируй меня. А помогай, будь мне гидом и телохранителем. Не тюрьмой мне будь или сейфом, а просто подстраховывай меня в моей активности, в моём движении». И стало легче.
- Из психоанализа, что здесь – вытесненный страх перед больницей (клиент об этом сразу не рассказал, это выяснилось в расстановке, поле через заместителей показывает информацию из бессознательного). Перефразируя Фрейда, можно сказать, что расстановка – это королевский инструмент для изучения бессознательного.
- Из НЛП, и психоанализа – детская часть (детские фантазии), взрослая часть, работа с частями личности.
- И среди детских травм можно различать варианты. Для одного моего клиента медсестра быть самой настоящей садисткой, не просто угрожала, но и воплощала с вои угрозы на практике (запирание в пыльном шкафу, в подвале). И страхи такого ребенка могут быть намного более серьезной проблемой. И недоверие людям тоже более масштабным.
- А в данном случае мы имеем дело с детской фантазией об угрозе от врачей. Ребенок нафантазировал, увидев кучу острых инструментов и пробирки с кровью, что его будут резать на куски и закапывать заживо в лесу.
- По опыту работы с фантазийными детскими страхами работать намного легче и быстрее, чем с реальным травматическим эпизодом.
***
ОТКРОЙ ГЛАЗА, ПРИКОСНИСЬ К СВОЕЙ РАНЕ, ИСЦЕЛИ БОЛЬ,
И СТАНЕШЬ СВОБОДНЫМ! И РАДОСТЬ НАПОЛНИТ ДУШУ ТВОЮ!
***
Расписание Центра "Ольвия" на сайте www.olvia-center.ru
Мои группы и онлайн-курсы здесь
Запись на консультацию по тел/whatsapp 89055656655 и 84952266880