«Ты» — увлекательный триллер от Netflix по роману Кэролайн Кернес. После просмотра сериала вы с подозрением взглянете на своего заботливого бойфренда, особенно если он работает в книжном, отключите геолакацию на смартфоне и дважды подумаете ставить ли хэштеги к публикациям. Но Достоевский уже описал нечто подобное, так что нас, ветеранов классической мировой литературы, такими страшилками не возьмёшь.
В 1850 году, на каторге, в остроге, у Достоевского родилась мысль об «идейном» преступнике, разрешившим себе «кровь по совести». Так, спустя года, родился роман «Преступление и наказание» – роман о современном герое времени, о герое, вместившим в себя боль, страдания, раны времени так, что «разорвётся грудь от муки», о человеке действия, одержимом идеей справедливости. Справедливости ради нужно добавить, что жизни Фёдора Михайловича была исполнена трагичными событиями, что безусловно нашло отражение в творчестве.
В 2014 году начитанная и вдохновлённая Кэролайн Кепнес, журналист в прошлом, теперь писатель, издаёт роман под названием «Ты», мрачность которого также обусловлена тяжёлым периодом в её жизни. В 2018 году Грег Берланти и Сера Гэмбл сделали яркую экранизацию, не такую острую и откровенную, как книга Кепнес, но все же, достаточно зрелищную.
Повествование берёт свое начало в небольшом городе, на уютной, достаточно оживлённой улице Бруклина, в книжном магазине, между пыльными полками старых и новых изданий книг. Начитанный, образованный продавец Джо Голдберг влюбляется в девушку и с этого момента берёт под свой тотальный контроль её жизнь: её передвижения, её интересы, её социальную активность, её деятельность онлайн. Именно это, в его представлении, и есть проявлением настоящей любви и заботы – следить неотступно за её благополучием, положить свой покой на алтарь её жизни, устранять препятствия на пути к любви, даже если эти препятствия – люди, устранять буквально.
Кэролайн хотела создать личность притягательную и ужасающую одновременно. Так и вышло: Джо отталкивает и завораживает; его маниакальная забота о небезразличных ему людях соседствует с навязчивой потребностью в любви, собственно, эта потребность и является мотивом его поступков. Он совершает поступки достойные как уважения, так и осуждения, он совершает убийства с тем же выражением с каким цитирует Достоевского за стойкой книжного магазина.
И цитаты Фёдора Михайловича в истории Джо Голдберга становятся как бы оправдательным аспектом его поступков, а философия Достоевского в романе «Преступление и наказание» – руководством к действию. И, что удивительно, Джо действительно удаётся стереть грань разумного для зрителя: хотя бы раз, но ты поверишь в адекватность рассуждений и необходимость действий убийцы, по сути.
Достоевский, устами своего «героя времени» Радиона Раскольникова, разъясняет теорию «преступления по совести»: «… люди по закону природы, разделяются вообще на два разряда». Первые склонны к послушанию, вторые – могут преступить закон во имя своей идеи, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь». В глазах необыкновенного человека, такое «преступление» закона – не преступление вовсе.
Джо разочарован обществом, окружающим его, – люди, их разговоры, бары, выбор книг посетителями магазина, их приоритеты, темы, которые насущны в соц.сетях, сами соц.сети, тренды, мода, еда – всё кажется ему низким, примитивным, ненастоящим, и в этом во всём – нищета человеческих душ и пустота сердец. Так и Раскольников не верит в возможность залечить раны общества, социальные болезни, изменить нравственный лик человечества.
Остаётся одно – отделиться, стать выше мира, выше его обычаев, его морали, переступить вечные нравственные законы. Либо ты послушен миру, либо становишься выше мира пропитанного ложной моралью, – третьего по Раскольникову не дано. Это ли не идеальные жизненные ориентиры для человека с нарушенным восприятием моральных норм и правил? Такие ценности подходят его ранней психике, как кусочки пазла совпадают и создают собой прекрасную, лаконичную, законченную картину.
Так, выборочно вобрав в себя, философию романа «Преступление и наказание», Джо Голдберг совершает преступление за преступлением во имя великой идеи, во имя любви. С развитием сюжета, мы видим, что ситуация усугубляется, Джо затягивает в губительную трясину, за ним тянется кровавый шлейф, усыпанный телами людей.
Но венцом этой субъективно идеальной философии тем не менее становится раскаяние. Готовность к искуплению и принятие своего наказания. Что ж, а вот это, поистине мудро. Поистине, дух Достоевского, дыхание великой русской философской мысли, воплощенной в литературном шедевре нашло своё отражение в загнанном сознании убийцы.
Но дама сердца отнюдь не достоевская подобралась у Джо Голдберга. Осторожно, спойлер! Если в романе Достоевского Радион и Соня являлись противоположностями, и, таким образом, вдохновили друг друга, смогли возвыситься над самими собой, то в философии Кэролайн Кернес мы явно видим, что подобное притягивается к подобному. Поэтому к Джо «притянулось» его отражение. Его «подобная» девушка по имени Любовь (Лав) помешала раскаянию, которое копилось в душе Джо, и было готово прорваться наружу.
Она поддержала каждый его шаг, освободила его тело и его загнанную виной душу, показала, что принимает его таким, каков он есть. В некоторых учениях это и есть квинтэссенция любви. Но своим принятием Любаня отодвинула раскаяние главного героя, отодвинула его наказание за свершённое преступление, отодвинула его принятие себя как человека, преступившего закон, отодвинула важные вопросы о том зачем и почему. Поможет ли это нашему герою, выбравшему мораль Достоевского? Не думаю.
Но нетфликсу нужны коммерчески успешные проекты, значит история не закончена. Возможно, раскаяние, принятие своих ошибок, «преступление и наказание» Джо Голдберга ещё впереди.