Начало - Интервью с Джеффом Линном: от ELO до The Beatles. Часть.1
Альбом ELO 1976 года A New World Record стал международным хитом. Это был поворотный момент для группы?
Я думаю, что так и было. Непосредственно перед этим, у нас было два действительно больших хита - Evil Woman и Strange Magic, оба с диска Face The Music (1975).
Мы собрались в другом составе и провели несколько американских турне, которые оказались на удивление успешными. Мы были очень странной группой для американской аудитории, с двумя виолончелями, скрипкой, меллотроном и валторной. Все вместе это выдавало очень необычный звук.
В первом турне мы выступали на разогреве Deep Purple, которые в то время, были совсем не так хороши, как раньше, и мы победили в этом матче. Затем мы начали гастролировать по Америке уже самостоятельно, и постепенно все стало налаживаться. Я думаю, что самым большим успехом стал Кливленд, где мы собрали около шестидесяти тысяч зрителей.
Затем вы записали песню Mr. Blue Sky - один из ваших вечных хитов. Среди прочего, песня стала неофициальным гимном футбольного клуба «Бирмингем Сити», а ее вступление использовалась в качестве сигнала пробуждения для астронавтов в космической программе НАСА. Каким из этих двух достижений вы больше всего гордитесь?
(Смеется) Будучи фанатом блюза, я выберу Бирмингем. Шучу... Идея использовать эту песню для пробуждения космонавтов, сама по себе очень удивительна. Даже факт того, что кто-то просто послал эту мелодию в космос.
Сама мысль о таком обширном влияния вашей музыки, поражает вас?
Это заставляет меня хорошо думать о музыке, которую я создал. Я не получил другой достойной работы, поэтому я просто продолжаю делать то, что делаю. Моя мама ненавидела меня за мои занятия музыкой. Она говорила: «Как вы можете делать весь этот мусор. На телеканале есть отличная работа оператором». К тому времени, у меня уже было около трех хитов!
Предполагаю, что ваша мама через некоторое время изменила свое мнение?
Да, когда я купил дом мои родителям. Вот когда она немного изменила свое отношение. Но не очень сильно. Она вообще не воспринимала музыку подобного рода, и ей очень не нравился мой фальцет, когда я брал высокие ноты. Это сводило ее с ума: «Прекратите этот ужасный визг!» Она говорила это в те дни, когда моя студия находилась в передней комнате.
Когда вы распустили ELO в 1986 году, вы думали, что это навсегда?
Что-то вроде того. Я просто начал продюсировать других артистов. Я начал с Джорджа (Харрисона), потом работал с Полом (Маккартни), а после этого были два трека с «Anthology» The Beatles, которые стали двумя синглами Джона Леннона.
Как вы пришли к тому, чтобы продюсировать Джорджа Харрисона?
Джордж сам искал меня, чтобы поработать над его альбомом - Cloud Nine (1987).
Дейв Эдмундс передал мне его сообщение, а затем отвез меня в дом Джорджа (Фрайар-Парк). Он был похож на гигантский дворец, удивительное место - и немного жуткое, особенно когда вы впервые встречаетесь с кем-то из Битлз. Мы прогулялись по его саду, а затем пошли в студию, и Джордж сыграл мне кое-что из того, над чем он тогда работал.
Джордж сказал: «Прежде чем мы начнем, ты не хотел бы съездить в отпуск? Как насчет Австралии?» Это было в конце 1986 года. Мы должны были стать хорошими друзьями в этой поездке.
Я думаю, он просто хотел удостовериться в том, что мы с ним поладим. В прошлом у него было достаточно много враждебных отношений. Когда мы вернулись из поездки, вся Англия была во льду. Мы с Джорджем начали записывать его треки, и я написал некоторые из тех песен, вместе с ним (в том числе, When we was Fab). Это было невероятно весело.
Помимо музыки, в чем был секрет вашей дружбы с Джорджем?
Мы просто очень хорошо ладили, и у нас было одинаковое чувство юмора. Спустя пару недель после начала записи, он как-то повернулся ко мне и сказал: «Знаешь что? У нас с тобой должна быть группа!»
Я подумал, что это отличная идея, и спросил его, кого мы туда пригласим. Он ответил: «Боба Дилана». Я продолжил: «Отлично, тогда мы можем пригласить и Роя Орбисона?» Джордж сказал: «Конечно. Я люблю Роя.» Все, что нам нужно было теперь сделать, это просто спросить у них об этом. И все они вдруг захотели быть в этой группе. Так, внезапно у нас появился полный состав Traveling Wilburys (Линн не сказал об участии Тома Пэтти).
Источник видео: youtube.com
Похоже, что ваш переход в Wilburys прошел очень гладко.
Это было так легко, просто невероятно. Все сразу сказали «да», и даже не задавали вопросов.
Рой был в полном восторге. Мы с ним быстро подружились. Он недавно переехал в Малибу, всего за несколько миль вверх по дороге от того места, где я тогда жил, и однажды позвонил мне: «Привет, Джефф, это Рой. Я готов к работе!» Мы уже обсуждали с ним, что я поработаю с ним над несколькими треками с его нового альбома (впоследствии, для посмертного диска Орбисона - «Mystery Girl»), и в этот момент появились Wilburys.
В конце восьмидесятых и начале девяностых, вы также продюсировали Дуэйна Эдди, Брайана Уилсона, Ринго Старра и еще одного вашего большого кумира юности, Дела Шеннона. В то время вам не казалось, что круг наконец замкнулся?
Я просто не мог поверить, что все эти люди стали моими друзьями. Я смотрел на Роя и Дела Шеннона, и было так неожиданно иметь их в качестве своих друзей, смеяться и прекрасно проводить время вместе с ними. Это было просто фантастически. А потом еще и писать песни вместе. Это было больше всего того, что я мог себе представить.
Все они были прекрасны, и очень обидно, что им пришлось уйти так рано (Орбисон умер в 1988 году, Шеннон в 1990). Но у меня осталось так много фотографий, где мы сняты все вместе…. Поэтому мне всегда приятно оглядываться назад в прошлое, просто чтобы напомнить себе о том, каким счастливчиком я был тогда.
Было ли неизбежным, что оставшиеся трое битлов обратятся именно к вам, когда им понадобится кто-то, кто станет со-продюсером первых двух томов серии «Anthology» в середине девяностых?
Я не уверен. Очевидно, что Джордж, Пол и Ринго были теми, кто должен был это решать. Поскольку Джордж и я уже работали вместе, я думаю, что Пол немного опасался меня. Он мог подумать, что я буду в лагере Джорджа, но скажу честно, что я бы поддержал все, что он скажет. Но такого никогда не было и не будет. Для меня они все - The Beatles, и я хотел сделать все возможное, чтобы сделать запись, которой они все были бы довольны.
Я жил в коттедже на территории Пола во время записи «Free as a Bird» и «Real Love» вместе с Джорджем в другой части дома. Каждое утро он выкрикивал: «Вставай, ленивый ублюдок! Твоя каша готова!». Затем мы отправлялись работать над новым альбомом Битлз. Это было сюрреалистично.
Композиция The Beatles - Free as a Bird. Источник видео: youtube.com
Джон Леннон однажды сказал, что если бы Битлз продолжили играть вместе, они бы звучали в точности, как ELO. Должно быть, это был огромный комплимент?
О, да. Я был просто шокирован, когда он это сказал. У меня даже есть запись его слов. Джона пригласили в качестве диджея на одно из американских радио-шоу в Нью-Йорке и он тогда сказал: «Хорошая маленькая группа. Мне они нравятся». Он заговорил о песне Showdown и сказал: «Я думал, что это будет хит-сингл №1, но (лейбл) United Artists так его и не выпустил». Это было фантастически.
Что побудило вас возродить ELO в начале 90-х годов?
Полагаю, я думал так: «Я сделал уже все, что хотел. Куда я могу отправиться дальше? Я был в Wilburys и я продюсировал The Beatles. С таким же успехом. я мог бы снова вдохнуть жизнь в ELO.
Вы не считаете себя перфекционистом? В 2012 году, вы перезаписали старые хиты ELO дома, потому что не думали, что оригинальные записи были достаточно хороши.
Я действительно перфекционист, но, возможно, не очень хороший (смеется). В итоге, это никогда не бывает таким, как я себе представляю. Я стараюсь изо всех сил, но у меня не получается сделать это так, как надо.
Таким образом, вы никогда не остаетесь довольны готовым продуктом?
Вполне возможно. В некоторых песнях это может быть крошечный нюанс - например, струнные могли бы звучать немного громче, или, ведущий барабан наоборот, получился слишком громким…. что угодно. На каждой записи, которую я когда-либо делал, всегда найдется что-то. Ну кроме нового альбома. Там нет ничего такого, что я бы услышал (по крайней мере пока), и это бы заставило меня вздрогнуть.
Оглядываясь назад, чем вы гордитесь больше всего?
Я думаю, что больше всего горжусь фактом того, что я все еще делаю это. Я пока не свернул дела, потому что все еще люблю, то, чем занимаюсь. Невозможно просить о чем-то большем.
Беседовал: Роб Хьюз
Перевод: Мир Музыки
ELO Джеффа Линна проведут европейское турне в сентябре и октябре 2020-го года. В качестве гитариста, к ним присоединится сын Джорджа Харрисона – Дани Харрисон.