Многим культурам свойственно почитание деревьев. В Скандинавии древние викинги верили, что исполинский ясень Иггдрасиль, стволом, корнями и кроной объединивший все девять миров, служит основой мироздания. В Древней Греции великим дубам поклонялись как воплощению Зевса. Это же дерево было священным и для славян — к старым дубам приезжали свадьбы, под их кронами устраивали суды и вече. Подобным «деревом-отцом» в Африке считают баобаб.
В легенде говорится, что Бог сначала посадил дерево у реки, но оно было недовольно сыростью. Тогда Творец перенес его в горы. Оно опять стало жаловаться. Рассердившись, Создатель вырвал привередливое растение и бросил его на выжженную сухую землю, и с тех пор баобаб растет корнями наружу.
Название Adansonia род баобабов получил в 1753 году в честь Мишеля Адансона, французского натуралиста, впервые подробно описавшего растение. Первое же упоминание баобаба встречается еще в XV веке в заметках венецианского купца Альвизе Кадамосто. А привычное нам название вида, баобаб, произошло от арабского слова būђibāb, что значит «отец множества семян».
В провинции Лимпопо, на севере ЮАР, растет необычное дерево. Высотой оно с семиэтажный дом, а корни расползаются под землей на пять километров. Но сделать остановку под раскидистой кроной туристов заставляли не только размеры баобаба. Внутри дерева образовалось дупло четырехметровой высоты, в котором голландские иммигранты открыли бар. К сожалению, осенью прошлого года в результате попадания молнии баобаб раскололся, лишив ЮАР столь необычной достопримечательности. Впрочем, хозяева бара Дуг и Хизер продолжают использовать дерево как винный погреб: помещение проветривается и в нем поддерживается постоянная температура 22 °С.
В Намибии, в городке Оутапи на границе с Анголой, баобаб Омуква в разное время использовался как почтовое отделение, часовня и тюрьма. В Сенегале еще полвека назад, до массового распространения ислама, в дуплах хоронили бродячих сказочников, у которых нет собственного дома. В отдельных деревьях и сейчас можно увидеть их останки.
Пастушьи истории в Африке
В Африке «деревья с корнями вместо ветвей» почитают не только за размеры и эффектный вид, но в первую очередь за пользу, которую они приносят.
Малагасийцы Сулу и Эри второй день ведут стадо зебу из городка Амбилубе на северо-западе Мадагаскара в прибрежный Анциранану. «Еще одна ночевка, и будем на месте», — говорит старший из братьев, раскладывая на грубой циновке горсть красного, как земля, вареного риса, пару треснувших от спелости манго и вытянутый, похожий то ли на кокос, то ли на кабачок, плод баобаба. Когда выбираешь место отдыха, лучше остановиться под раскидистым баобабом. Считается, что все загаданное под изогнутыми ветвями обязательно исполнится. По крайней мере, едой дерево обеспечит полностью. В засушливый год, когда плохо с урожаем, из побегов и листьев можно приготовить сытный суп. Из растворенной в воде мякоти плодов получается снимающий усталость кисловатый напиток. А заваренные молотые зерна по вкусу очень похожи на кофе.
Каждая часть дерева для чего-нибудь да сгодится: из цветов делают клей, жженой сердцевиной плода отпугивают насекомых, из золы выходит неплохое мыло, а обструганными веточками чистят зубы.
По дороге Сулу рассказывает, что его дочка Дина раньше любила убегать ночью из деревни, чтобы посмотреть на цветение баобаба. Это сказочное представление. С темных узловатых веток, покрытых мелкими редкими листьями, на длинном, как веревка, стебле свисает зеленый шар. С наступлением сумерек он раскрывается, превращаясь в 20-сантиметровый цветок с тонким ароматом миндаля. К белым лепесткам, как на ярмарку, слетаются насекомые и летучие мыши со всей округи. Всю ночь дерево напоминает улей, наполненный жужжанием и шелестом, а с восходом солнца цветок увядает. Люди верят, что духи из дерева стерегут цветы. Если сорвать их, будешь растерзан дикими зверями.
К вечеру добрались до деревни. Недалеко от дома старейшины стоит огромный баобаб, обвязанный широкой полоской ткани. Этот символ означает, что в баобабе живет дух-хранитель деревни. Медиум Мемено говорит, что предки долго искали место, чтобы основать деревню. Когда увидели «зеленого толстяка», сразу решили поселиться рядом. Медиум рассмотрел в нем божество, которое будет охранять жителей. Сейчас к «мудрому дереву» старейшины приходят обсудить важные вопросы деревенского быта. Оно слушает и подталкивает к правильному решению.