По словам руководителя предприятия, перерабатывающего 80 тонн молока в сутки - проблемы в ситуации с маркировкой для отрасли, лежат на поверхности, но о них никто не говорит, пишет The DairyNews.
- Система "Честный знак" заявляет, что с ее помощью решается проблема фальсификата. Это не так. Действующая система электронной ветсертификации "Меркурий" может решить эту проблему, если будет доработана и мы продолжим в ней работать. Она отслеживает даже восстановленное молоко! Вы представляете - завозят иранское сухое молоко (с ВСД) и восстанавливают его - такие заводы "Меркурий" определяет! А маркировка - это лишь QR-код, который ничего не гарантирует, ее покупает любой производитель, что хочет может набодяжить и никто проверять не будет - код же куплен, - высказывается руководитель завода. - Никто не обязан разглашать состав ЦРПТ, и в принципе может написать на этикетке любой состав, что некоторые и делают.
Об истинных причинах отрасли не рассказывают. Возможно, кто-то хочет заработать, а государство использовать этот инструмент для ужесточения налоговой прослеживаемости, говорит эксперт.
По словам руководителя завода, есть более серьезные проблемы чем цели маркировки.
К примеру, представитель ЦРПТ Реваз Юсупов в своих комментариях и интервью в СМИ указывает, что для молочной отрасли был найден дешевый метод типографской печати.
Напомним, что по мнению ЦРПТ, данный метод вообще не потребует затрат на дооснащение производственных линий печатающим оборудованием, а отработанные на других индустриях решения, в том числе для ритейла, снимают нагрузку по работе с маркировкой для остальных звеньев.
- Никто не пообщался с молочниками и не узнал, как вообще происходит отгрузка скоропортящейся свежей молочной продукции на небольших региональных предприятиях, - подчеркивает представитель завода из ПФО. - Мы не закажем ничего в типографии. Мы производим скоропортящуюся продукцию. Заявки приходят каждый день. Наша упаковка печатается в Швеции. Мы обеспечиваем высокое качество продукта благодаря этой упаковке, которую заказываем на три месяца вперед. Как мы будем знать какую марку и в каком количестве клеить? Какие придут заявки от сетей и от магазинов у дома? Откуда мы сможем это узнать? А я обязан вторым пунктом в QR-коде указать номер партии, какое количество продукта налито, какая жирность. Как я смогу по скоропортящейся продукции это знать? Это касается всех заводов, производящих свежую продукцию.
По словам эксперта, в регионах скоропортящаяся продукция - основа производства для большинства заводов, и даже ультрапастеризованное молоко идет вторым эшелоном после того как будет произведена свежая продукция с коротким сроком годности.
- У нас ультрапастеризованная продукция производится по остаточному принципу. И то мы не можем знать сколько каждый день ее будет запущено. Представители ЦРПТ говорят, что вроде как не дорого будет маркировать! Мол, типографии заказать и все у вас будет. НИКТО не будет печатать там - все будут делать на месте. А стоить это будет колоссальных денег, - подчеркнул директор завода.
- Мы уже связывались с производителями оборудования, принтеров и сопутствующих решений и они были у нас на заводе. Примерно - от 70 тыс. евро до 250 тыс. евро обойдется одна печатающая машина с лентой. Потому что на упаковку в потоке я QR-код нанести не смогу. Даже если я захочу - у нас получается 15% брака! Представляете себе, 15% продукта в утиль?! Вместе с упаковкой.
250 тыс. евро - стоимость принтера на все линии, а помимо этого есть машина, которая должна клеить, третья машина - для прочтения. Последняя должна также отбраковывать нечитаемые коды.
- Я не говорю, что есть риски плохой печати кода, что где-то он будет забракован, что упаковки есть совсем плохого качества (вроде дешевой пленки) - я не представляю как туда это клеить. И все это уйдет в брак за счет поставщика. Раз - не считался код в магазине - штраф поставщику. Все это скажется на стоимости конечной продукции для потребителя, - заявил эксперт.
По его словам, крупные поставщики упаковки - от Эколина до Тетра Пака не готовы сказать - куда в машину поставить оборудование для маркировки.
- Они все говорят, что пока не понимают как это сделать и только занимаются этим вопросом, - высказался директор, подчеркнув, что сегодня QR-код "Честного знака" содержит меньше информации чем сама упаковка.
- По нашему заводу только оборудование разово обойдется в 30 млн. рублей. Это без учета стоимости программного обеспечения и человеческого ресурса, временных трат. Расходники и "наладку" мы не считали, - заявил руководитель завода, подчеркнув, что к примеру, пачка с маслом на фольге вообще не принимает QR-код.
Процессы замедлятся, брак вырастет, проблемы не решаются в одиночку. Нам нужно решать это совместно - с производителями упаковки, с ритейлом, - уверен директор завода.
- А ведь между заводом и ритейлом есть дистрибьютор, в Сибири так вообще развита средняя розница, как они будут работать? Мелкая и средняя розница часто берет не паллетами, а штуками. И если у тебя в коробке 20 штук, а магазин просит 15 штук товара - ты должен не ошибиться, заморочиться, зафиксировать - чтобы не потерять.Это взрыв мозга - гигантская работа, - заявил эксперт.
Цель была грохнуть мелкую розницу? Все, грохнут. И сельпо, и мелких дистрибьюторов. "Меркурий" их не добил - маркировка добьет, - уверен эксперт.
Если вам есть, что сказать - пишите на as@dairynews.ru
Если вам понравился материал - поставьте нам лайк, так мы поймем, что подобных статей должно быть больше. Спасибо!