Еще в 2014 году, когда мы только выходили на рынок продажи ПО и услуг в области автоматизации строительства, мы слышали от наших потенциальных клиентов “нам нужен комплексный продукт, в котором есть такая, такая и еще вот такая функция”. На тот момент мы внимательно слушали и даже думали, что нам нужно бросаться с головой в разработку и писать код, много кода. В итоге, мы решили быть последовательными и сфокусироваться на решении задач клиентов и разработке программы именно под задачу. И, как показало время, не ошиблись.
Что же происходит сейчас, в 2020 году. Все так же приходят клиенты, которые ищут “комплексный продукт”. Это похоже на поиск волшебной пилюли, люди думают, что существует какая-то программа, которая избавит от всех проблем во время строительства. Но такой программы нет и не будет. А вот подход есть, системный, последовательный, подход, применяющий лучшие практики других компаний, подход, который смотрит на все стороны цифровизации - бизнес процесс, людей и, наконец, программы.
Что же мы поняли, работая на этом рынке больше 6 лет:
- в большинстве своем у строительных компаний нет системности на этапе производства работ, ей нужно заниматься;
- экспресс-аудит очень полезен для выявления текущего состояния процессов компании, заинтересованных лиц проекта;
- программа сама собой не заработает, ее надо внедрять;
- внутренний ИТ отдел очень часто не имеет достаточно компетенций и навыков для такого внедрения, они хорошо выполняют функции закупки и координации
- при внедрении кроме процессов нужно менять подход к работе у людей, необходимо обучение не только программе, но и новым принципам работы;
- современные системы повышают уровень прозрачности, всплывает вся неэффективность.
Современные программы в корне отличаются от классических программ, которые использовались ранее. В первую очередь, я говорю о многопользовательском режиме, ролях пользователей с разными правами доступа, мгновенном обмене сообщениями. Все это выводит работу на принципиально новый уровень эффективности, но и, вместе с тем, создает новые сложности во внедрении. Зачастую, во время внедрения мы сталкиваемся с тем, что руководители видят, что та же работа может выполняться совершенно по-другому, и начинают перестраивать рабочие процессы. Например, большая часть процесса заявок-вызовов и последующей проверки может быть переведена в онлайн, что ускоряет сдачу работы с лучшим качеством.
Процессы
Но для того, чтобы все получилось и компания получила то, ради чего и задумывалась цифровизация, необходимо быть последовательным и обращать внимание на три основных вопроса. Первое - это текущее состояние бизнес-процессов компании, наличие внутреннего запроса, заинтересованных лиц. Мы советуем начинать любую работу с экспресс аудита, который позволит ответить на эти вопросы и сформировать правильные приоритеты.
В своей работе мы выявили, что обязательно нужно заручиться поддержкой как минимум генерального директора и директора по строительству, сформировать у них ясный запрос на цифровизацию конкретных процессов. Это может быть запрос на соблюдение сроков строительства, повышение качества продукта или что-то еще. Но всегда что-то есть, что актуально на сегодняшний день.
Кроме ключевых лиц важно понимать организационную структуру компании и объекты, на которых предстоит проводить изменения. Имея в арсенале опыт внедрений на жилых зданиях, аэропортах и НПЗ, мы можем предложить какие-то процессы, которые уже закрывали с помощью программ. Иногда это бывает актуально для клиента, иногда нет. В любом случае, это помогает запустить у заказчика процесс размышлений, и в результате выявить самые важные запросы, с которыми потом и работать.
Программы
Только после того, как мы выяснили, что же сейчас наиболее актуально и важно, мы говорим о программах, с помощью которых он может решить свои текущие задачи. На данном этапе важно быть на контакте с представителем департамента ИТ. Он поможет сориентироваться в уже внедренных и работающих у клиента программах. Также он расскажет о специальных требованиях к безопасности, размещению и т.д. Какие-то компании рассматривают только программы, серверная часть которых может размещаться на их аппаратных мощностях, для каких-то компаний важны требования безопасности и соответствие уровням ФСТЭК. В любом случае это необходимо иметь в виду.
Вооружившись этой информацией мы выбираем подходящие пакеты, определяемся с необходимым набором услуг для внедрения. Я осознанно не хочу здесь подробно останавливаться на программах, потому что самое интересное начинается на этапе внедрения - тогда, когда этими программами начинают пользоваться люди.
Люди
За последние 5 лет я посетил десятки конференций, выставок, закрытых встреч по теме BIM, цифровизации и прочей автоматизации в строительстве. На этих мероприятиях превалируют проектировщики, темы связанных в первую очередь с проектированием, взгляд на вопросы “из проектирования”. Строителей там нет. И тут возникает закономерный вопрос - либо строители настолько заняты, что им некогда посещать конференции и выступать на них, либо им нечего сказать, нечем поделиться. По нашему опыту реальность ближе ко второму.
Чем же отличается “строитель” от “проектировщика”? В первую очередь, уровнем владения специализированными программами и техникой в целом. Это обусловлено особенностью работы одни работают “на земле” и решают огромное количество различных вопросов с большим количеством людей, другие сидят в офисе постоянно за компьютером, решая по большей части вопросы, связанные со своей же интеллектуальной деятельностью. При этом у одних знание специализированных программ до сегодняшнего дня никак не влияло на успех их работу, у других же наоборот.
Поэтому в случае строителей, мы имеем низкую базу технологической образованности с высокой базой практического опыта и умения решать разные вопросы. Все это должно учитываться при составлении плана внедрения новой программы, которая должна применяться на этапе строительства. Мы, например, в какой-то момент перешли на индивидуальное обучение инженеров. В каких-то компаниях это избыточно, и команда подхватывает все идеи на лету.
Так или иначе, людей нужно обучать не только программе, но и новому формату взаимодействия. При котором написать лучше, чем позвонить. Сфотографировать и зафиксировать в программе лучше, чем договориться о чем-то на словах. Переписываться о каких-то рабочих вопросах лучше в специализированной программе, а не в WhatsApp и Viber. И много других вещей, которые наводят порядок в работе постепенно, шаг за шагом. Благодаря этому директор по строительству получает именно то, что хотел изначально, когда просил у нас “комплексный продукт.