Найти тему

Социальный портрет православного согласно данным опросов

Когда я писал статью о влиянии СМИ на религиозный выбор в нашей стране, как обычно я включал в регрессии множество контрольных переменных. Это делается для того, чтобы проверить, не изменится ли основной результат, если учесть дополнительные факторы. Обнаружили мы, допустим, зависимость религиозной принадлежности от того, смотрит ли человек канал "Россия-1". Чем эта зависимость объясняется? "Госпропагандой" или какими-то свойствами людей, которые выбирают для себя этот канал? Таким свойством, скажем, может быть возраст. Чтобы убедиться в том, что дело не в возрасте, включаем эту характеристику в регрессию и "очищаем" таким образом эффект "России-1" от потенциально связанного с ним эффекта возраста.

Когда оцениваешь интересующую тебя связь, контрольные переменные используются только как инструмент. Поставленный вопрос не позволяет тебе отвлекаться на эффекты и взаимосвязи, с этим вопросом напрямую не связанные. Но в час досуга бывает интересно взглянуть и на эти эффекты. Помимо хорошо известных закономерностей, они могут содержать и какие-то сюрпризы относительно общественного явления, которое рассматриваешь.

Чтобы выделить черты социального портрета православного, я решил, остановиться на таких, вроде бы, второстепенных, характеристиках верующих, пользуясь неосновными результатами своей статьи.

Какие-то характеристики православных – вполне ожидаемы, а какие-то оказываются сюрпризом. Вопросы анкеты позволяют приблизительно отделить "захожан" от "прихожан". К первым можно отнести тех, кто просто отнес себя к православным, отвечая на вопрос о своей религии. Вторую же группу составляют те, кто, называя себя православными, считают веру важной частью своей жизни. Номинальные православные обычно мало отличаются от неверующих ни по мировоззрению, ни по образу жизни. Поэтому интереснее смотреть на практикующих православных.

Вполне ожидаемо, что церковные христиане чаще встречаются среди женщин и пожилых людей. Подтверждается и стереотип о том, что вера – это удел необразованных, т.к. среди обладателей университетских дипломов верующие встречаются реже.

В то же время, среди православных чаще встречаются активные пользователи интернета. Этот результат имеет динамическое измерение. Приобщение к православию и интернету суть процессы, которые идут рука об руку. Интересно, что в отношении других религий, скажем, ислама, такой эффект не наблюдается.

Как меняется отношение к вере при изменении семейного положения? Если посмотреть на это дело, опять-таки, в динамике, выходит, что вера охладевает, когда человек вступает в брак или разводится. Зато при увеличении размеров семьи, надо полагать за счет рождения детей, вера становится крепче.

Как соотносится воцерковленность с материальным благополучием и социальным статусом? Как ни странно, здесь значимых различий между верующими и неверующими немного, а те, которые существуют, – скорее в пользу первых. Православные, в том числе воцерковленные, в среднем зарабатывают так же, как и неверующие. В то же время, их доля выше в крупных городах, и среди них меньше безработных.

Считается, что болезни, как и другие невзгоды, располагают людей к вере. Я попробовал проверить этот тезис, воспользовавшись субъективной и объективной мерой состояния здоровья, которые были доступны в имеющейся базе. В качестве субъективной меры я взял оценку респондентом его состояния здоровья, а объективной мерой для меня стал индекс массы тела (соотношение веса и роста). Оказалось, что по субъективно ощущаемому здоровью верующие и неверующие не отличаются друг от друга.

Чего можно было бы ожидать насчет лишнего веса? Если за образец верующего взять типичного православного священника, можно предположить, что православные обладают особой склонностью к лишнему весу. Однако по этому параметру номинальные православные не отличаются от остальных, тогда как среди воцерковленных верующих люди с лишним весом встречаются реже.

Итак, что мы имеем в сухом остатке? С одной стороны, верующие – это нередко пожилые женщины, молодые мамы и необразованные люди. Это наводит на мысль, что воцерковленные православные – это, как правило, не те люди, которые в данный момент активно поднимаются по социальной лестнице. Когда личная жизнь сильно радует или огорчает, большинству также не до молитвы.

С другой стороны, православие вернулось из деревни в город, где оно и начиналось в античные времена. Кто-то обрел веру благодаря общению или информации через интернет. Впрочем, это обоюдный процесс: тебя обратили в социальных сетях, а потом ты таким же образом обращаешь других. Наконец, верующие, если и не богаче других, отличаются большим порядком в жизни, если судить по наличию у них работы и по их внешнему виду.

Мой препринт с соответствующими результатами здесь.

Предыдущая запись на эту тему с описанием данных опросов, на которых основан этот анализ, здесь.

asskorobogatov