Те, кто создал узнаваемых героев из любимых рассказов Бианки и Маршака, народных сказок и познавательных журналов.
В послевоенное время в СССР произошло падение прежних строгих рамок цензуры – появилась возможность раскрыть новые области иллюстрирования. В детских изданиях 1950-1960-х годов начали использовать фотографию, но ведущая роль всё ещё сохранялась за иллюстрацией и коллажем. В некоторых изданиях появились свои постоянные герои, переходившие из номера в номер. Например, для журнала «Мурзилка» редакторы придумали волшебного желтого героя в красном берете, который рассказывал о культурных и научных дисциплинах доступным для детей языком. Преимущественно иллюстрации использовали детские развивающие журналы и книги. ART FLASH – о главных именах того времени.
Юрий Васнецов
Как и многие современники, Васнецов работал не только с книжной графикой, но и с периодическими изданиями. Его эстампы и иллюстрации можно встретить на страницах детских и юношеских журналов 1970-1980-х годов: «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр».
Ученик Казимира Малевича, Васнецов начинал свой художественный путь с кубизма. С юношества он умел работать с геометрическими фигурами и цветами, что значительно отразилось на первых этапах творчества. Сельские ярмарки, домашние животные, деревянные игрушки старых мастеров – свирели, свистульки, дудочки, – родовой дом в Вятках стал источником вдохновения всех книжных и журнальных героев и образов. Первой серьёзной работой стало оформление книги Виталия Бианки «Болото» в 1931 году, которую многие современники не восприняли всерьёз и осудили за излишне запутанные и мрачные изображения.
Со временем художественная техника Васнецова изменилась. Вместе с Владимиром Конашевичем он начал иллюстрировать сказочные произведения. Васнецов уделял особое внимание эстетическому и нравственному воспитанию детей, стремясь переосмыслить роль художника в периодическом издании.
После выхода книги сказок, песен и потешек «Ладушки», оформлением которой занимался Васнецов, главный редактор детского журнала «Мурзилка» написал иллюстратору о восторженных отзывах читателей и предложил поработать с ним. Он поместил на обложку фрагмент из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», на которой были изображены старинные русские избы, напоминавшие застройку Вятки. Внутри журнала были фрагменты сказки «Репка», иллюстрации к которой также выполнил Васнецов.
За весь творческий период Юрий Васнецов оформил более 40 сказок и повестей, среди которых — «Три медведя» Льва Толстого, «Кошкин дом» и «Теремок» Самуила Маршака, а также английские народные сказки и легенды в его собственном переводе.
Никита Чарушин
Никита Чарушин, как и его отец Евгений Чарушин, посвятил свою жизнь работе в графике. Он представлял направление анималистической иллюстрации и сотрудничал с петербургской периодикой, а также ведущими детскими и молодёжными журналами своего времени — «Мурзилка», «Весёлые картинки» и «Нева». На технику иллюстратора в первую очередь повлияло творчество отца: в работах мастера преобладает минимализм и разносторонний подход к написанию фактуры.
Начав творческий путь с иллюстрирования рассказов отца, Чарушин перешёл к произведениям Самуила Маршака, Редьярда Киплинга и Виталия Бианки. Спустя годы его стиль постепенно изменился: иллюстратор стал преимущественно работать с насыщенной тёплой гаммой и использовать технику нанесения масла или акварели мазками. Многие исследователи сравнивают работы Чарушина с живописью импрессионистов и китайской акварельной школы.
Первая публикация Чарушина на страницах «Мурзилки» вышла в свет в 1963 году. Через семь лет художнику доверили оформление обложки, где он создал образ леса и его обитателей. Чарушин проработал и логотип: вписал буквы в коричневый заштрихованный фон – будто кто-то прочертил название на песке. В 1982 году появилась иллюстрация художника к рассказу Николая Сладкова «Медведь». Чарушин изобразил зверя на белом фоне, прорисовывав лишь упавшее дерево и хвойные иголки, окружающие героя. Похожее изображение можно встретить на страницах «Весёлых картинок»: медведь в лесу хочет залезть на дерево в поисках мёда. Сам улей с пчёлами выполнены акварелью и отсылают к ранним работам его отца.
Илья Кабаков
Художник-концептуалист, работавший в СССР и США, активно сотрудничал с ведущими книжными издательствами и детскими журналами. В своих работах Кабаков стремился создавать изображения быстро и без усилий: иллюстрации должны были быть универсальными, простыми и узнаваемыми. Он ставил задачу создать новое для советского читателя издание, выработать особый стиль и воспроизводить его в своих иллюстрациях. За 30 лет работы в советских издательствах Кабаков успел оформить обложки для ведущих детских изданий того времени: «Мурзилки», «Весёлых картинок», «Малыша».
С журналом «Мурзилка» Кабаков начал сотрудничать в 1950-х. Уже на страницах этого издания появился символичный летающий персонаж художника на белоснежном фоне – образ свободы и бесконечности. Пустота воспринималась Кабаковым как неограниченная способность героя: он мог возникнуть из ниоткуда и исчезнуть в никуда. Подобное состояние передалось и на страницах журнала: Кабаков показывал советскую действительность – несвободный народ, замкнутый в границах политики и государства. На страницах «Мурзилки» появлялись и знаменитые книжные иллюстрации художника к произведениям «Дом, который построил Джек» Самуила Маршака и «АБВ...» Анатолия Маркуши.
Специально для 12 номера детского журнала «Весёлые картинки» Кабаков создал иллюстрацию «Кубик закрытый», где можно было увидеть новые эксперименты с цветом и шрифтом, а также общую тенденцию изменения и перехода к полному концептуализму и свободе творческой фантазии. С приходом нового главного редактора Рубена Варшамова журнал изменился: редакция активно занялась разработкой нового оформления рубрик и обложки. Вместе с Виктором Пивоваровым Кабаков разработал новый логотип издания, видоизменил макеты страниц и обложек, продумал новые идеи для приложений и рубрик. Новое оформление журнала позволило раскладывать страницы издания как большую настольную игру.
После 30 лет работы иллюстратором Илья Кабаков ушёл из издательств и погрузился в живопись: теперь его стиль – концептуализм. Так, из детских иллюстраций и комиксов в журналах появились первые идеи для создания знаменитых «Альбомов Кабакова». Новая стезя имела необычайный успех у публики – работы художника разошлись с необычайной скоростью.
Оригинал публикации ищите на сайте ART FLASH.
Читайте также:
В гостях в парижском «Улье»: изучаем творческое место изнутри и снаружи
8 художников, для которых обнажённое тело – это искусство