Найти тему
ART FLASH Magazine

3 советских детских иллюстратора, работы которых вы точно знаете

Те, кто создал узнаваемых героев из любимых рассказов Бианки и Маршака, народных сказок и познавательных журналов.

Иллюстрация Юрия Васнецова к русской народной сказке «Теремок»
Иллюстрация Юрия Васнецова к русской народной сказке «Теремок»

В послевоенное время в СССР произошло падение прежних строгих рамок цензуры – появилась возможность раскрыть новые области иллюстрирования. В детских изданиях 1950-1960-х годов начали использовать фотографию, но ведущая роль всё ещё сохранялась за иллюстрацией и коллажем. В некоторых изданиях появились свои постоянные герои, переходившие из номера в номер. Например, для журнала «Мурзилка» редакторы придумали волшебного желтого героя в красном берете, который рассказывал о культурных и научных дисциплинах доступным для детей языком. Преимущественно иллюстрации использовали детские развивающие журналы и книги. ART FLASH – о главных именах того времени. 

Юрий Васнецов

Как и многие современники, Васнецов работал не только с книжной графикой, но и с периодическими изданиями. Его эстампы и иллюстрации можно встретить на страницах детских и юношеских журналов 1970-1980-х годов: «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Костёр».

Ученик Казимира Малевича, Васнецов начинал свой художественный путь с кубизма. С юношества он умел работать с геометрическими фигурами и цветами, что значительно отразилось на первых этапах творчества. Сельские ярмарки, домашние животные, деревянные игрушки старых мастеров – свирели, свистульки, дудочки, – родовой дом в Вятках стал источником вдохновения всех книжных и журнальных героев и образов. Первой серьёзной работой стало оформление книги Виталия Бианки «Болото» в 1931 году, которую многие современники не восприняли всерьёз и осудили за излишне запутанные и мрачные изображения. 

Иллюстрация Юрия Васнецова к сказке «Три медведя»
Иллюстрация Юрия Васнецова к сказке «Три медведя»

Со временем художественная техника Васнецова изменилась. Вместе с Владимиром Конашевичем он начал иллюстрировать сказочные произведения. Васнецов уделял особое внимание эстетическому и нравственному воспитанию детей, стремясь переосмыслить роль художника в периодическом издании.

После выхода книги сказок, песен и потешек «Ладушки», оформлением которой занимался Васнецов, главный редактор детского журнала «Мурзилка» написал иллюстратору о восторженных отзывах читателей и предложил поработать с ним. Он поместил на обложку фрагмент из сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями», на которой были изображены старинные русские избы, напоминавшие застройку Вятки. Внутри журнала были фрагменты сказки «Репка», иллюстрации к которой также выполнил Васнецов. 

За весь творческий период Юрий Васнецов оформил более 40 сказок и повестей, среди которых — «Три медведя» Льва Толстого, «Кошкин дом» и «Теремок» Самуила Маршака, а также английские народные сказки и легенды в его собственном переводе.

Никита Чарушин

Никита Чарушин, как и его отец Евгений Чарушин, посвятил свою жизнь работе в графике. Он представлял направление анималистической иллюстрации и сотрудничал с петербургской периодикой, а также ведущими детскими и молодёжными журналами своего времени — «Мурзилка», «Весёлые картинки» и «Нева». На технику иллюстратора в первую очередь повлияло творчество отца: в работах мастера преобладает минимализм и разносторонний подход к написанию фактуры.

Начав творческий путь с иллюстрирования рассказов отца, Чарушин перешёл к произведениям Самуила Маршака, Редьярда Киплинга и Виталия Бианки. Спустя годы его стиль постепенно изменился: иллюстратор стал преимущественно работать с насыщенной тёплой гаммой и использовать технику нанесения масла или акварели мазками. Многие исследователи сравнивают работы Чарушина с живописью импрессионистов и китайской акварельной школы.

Первая публикация Чарушина на страницах «Мурзилки» вышла в свет в 1963 году. Через семь лет художнику доверили оформление обложки, где он создал образ леса и его обитателей. Чарушин проработал и логотип: вписал буквы в коричневый заштрихованный фон – будто кто-то прочертил название на песке. В 1982 году появилась иллюстрация художника к рассказу Николая Сладкова «Медведь». Чарушин изобразил зверя на белом фоне, прорисовывав лишь упавшее дерево и хвойные иголки, окружающие героя. Похожее изображение можно встретить на страницах «Весёлых картинок»: медведь в лесу хочет залезть на дерево в поисках мёда. Сам улей с пчёлами выполнены акварелью и отсылают к ранним работам его отца.

Илья Кабаков

Художник-концептуалист, работавший в СССР и США, активно сотрудничал с ведущими книжными издательствами и детскими журналами. В своих работах Кабаков стремился создавать изображения быстро и без усилий: иллюстрации должны были быть универсальными, простыми и узнаваемыми. Он ставил задачу создать новое для советского читателя издание, выработать особый стиль и воспроизводить его в своих иллюстрациях. За 30 лет работы в советских издательствах Кабаков успел оформить обложки для ведущих детских изданий того времени: «Мурзилки», «Весёлых картинок», «Малыша». 

Иллюстрация Ильи Кабакова к сборнику детских стихов
Иллюстрация Ильи Кабакова к сборнику детских стихов

С журналом «Мурзилка» Кабаков начал сотрудничать в 1950-х. Уже на страницах этого издания появился символичный летающий персонаж художника на белоснежном фоне – образ свободы и бесконечности. Пустота воспринималась Кабаковым как неограниченная способность героя: он мог возникнуть из ниоткуда и исчезнуть в никуда. Подобное состояние передалось и на страницах журнала: Кабаков показывал советскую действительность – несвободный народ, замкнутый в границах политики и государства. На страницах «Мурзилки» появлялись и знаменитые книжные иллюстрации художника к произведениям «Дом, который построил Джек» Самуила Маршака и «АБВ...» Анатолия Маркуши. 

Специально для 12 номера детского журнала «Весёлые картинки» Кабаков создал иллюстрацию «Кубик закрытый», где можно было увидеть новые эксперименты с цветом и шрифтом, а также общую тенденцию изменения и перехода к полному концептуализму и свободе творческой фантазии. С приходом нового главного редактора Рубена Варшамова журнал изменился: редакция активно занялась разработкой нового оформления рубрик и обложки. Вместе с Виктором Пивоваровым Кабаков разработал новый логотип издания, видоизменил макеты страниц и обложек, продумал новые идеи для приложений и рубрик. Новое оформление журнала позволило раскладывать страницы издания как большую настольную игру. 

«Кубик закрытый» (Илья Кабаков, 1978)
«Кубик закрытый» (Илья Кабаков, 1978)

После 30 лет работы иллюстратором Илья Кабаков ушёл из издательств и погрузился в живопись: теперь его стиль – концептуализм. Так, из детских иллюстраций и комиксов в журналах появились первые идеи для создания знаменитых «Альбомов Кабакова». Новая стезя имела необычайный успех у публики – работы художника разошлись с необычайной скоростью.

Оригинал публикации ищите на сайте ART FLASH.

Читайте также:

В гостях в парижском «Улье»: изучаем творческое место изнутри и снаружи

8 художников, для которых обнажённое тело – это искусство

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц