Найти тему
Navygaming Channel

Из архива Navygaming: удачный дебют "Могами"

В эти дни 78 лет назад в в водах Яванского моря разыгралось одно из морских сражений Второй мировой, в котором дебютировали японские тяжелые крейсера типа "Могами". Предлагаем вспомнить эти события.

Прелюдия:

Начало боевых действий на Тихом океане застало четыре крейсера типа «Могами» в составе 7-й эскадры крейсеров 2-го Флота (Разведывательных сил) вице-адмирала Нобутаке Кондо. Это соединение базировалось на острове Хайнань вместе с двумя другими эскадрами крейсеров (крейсера типа «Такао» и «Миоко»). С первых дней войны «Могами», «Микума», «Кумано» и «Судзуя» принимали активное участие во всех операциях, которые проводило японское командование в Южных морях. В составе эскадры эти корабли были распределены по двум однородным тактическим группам, в первой - крейсера «Кумано» и «Судзуя», во второй – крейсера «Могами» и «Микума».

Крейсер "Могами" в 1935 году еще с 155-мм орудиями главного калибра
Крейсер "Могами" в 1935 году еще с 155-мм орудиями главного калибра

В декабре 1941 года крейсера 7-й эскадры (флаг контр-адмирала Куриты на крейсере «Кумано») обеспечивали поддержку сил высадки при захвате Малайи и Филиппин, осуществляли ближнее прикрытие конвоев с войсками. На тот момент основную угрозу силам японского вторжения представляла английская эскадра во главе с линкором «Принц Уэльский». Однако только нерешительность вице-адмирала Кондо исключила возможность первого ночного боя с английскими линкорами Т.Филипса, который мог бы стать первым артиллерийским боем на Тихом океане. Весной 1942 года продолжилось победоносное наступление японцев в Юго-Восточной Азии, которое своим успехом было во многом обязано тому, что союзники были слабы, плохо подготовлены, рассредоточены и разобщены. Япония же эффективно использовала все свои преимущества.

В этот период 7-я эскадра КР вошла в состав Южного экспедиционного флота вице-адмирала Одзава, задачей которого являлась поддержка вторжения на острова Суматра, Ява и др. Первое крупное столкновение произошло в Яванском море, в котором союзная эскадра контр-адмирала К.Доормана (2 ТКР, 3 ЛКР, 9 ЭМ) встретилась с японскими кораблями (2 ТКР, 2 ЛКР, 14 ЭМ, транспорты), обеспечивавшими прикрытие конвоя с войсками. В результате боя союзникам не удалось помешать движению японских сил, а японцы потопили 2 крейсера и 5 эсминцев врага! Особо отличились два КР типа «Миоко» – «Нати» и «Хагуро». Остатки союзной эскадры – тяжелые крейсера «Хьюстон», «Эксетер» и легкий крейсер «Перт» отошли на базы, но теперь их основной задачей было вырваться из Яванского моря. По стечению обстоятельств крейсер «Эксетер» и несколько эсминцев отошли в Сурабаю, а «Хьюстон» и «Перт» – в порт Батавии, соответственно и прорывались они разными маршрутами. Крейсерам типа «Могами» не удалось поучаствовать в этих боях, вся слава досталась японским крейсерам типа «Миоко», однако им недолго оставалось ожидать своей очереди.

Тяжелый крейсер «Хьюстон» СА-30 в Сан-Диего, октябрь 1935 год
Тяжелый крейсер «Хьюстон» СА-30 в Сан-Диего, октябрь 1935 год

Бой в Зондском проливе

28 февраля силы контр-адмирала Куриты начали высадку десанта на мысе Сен-Николас (северо-запад острова Ява) на восточном берегу бухты Бантен у входа в Зондский пролив, где была прекрасная якорная стоянка. Всего в 50 милях от места высадки находился порт Батавия, к которому вели хорошие дороги. И именно в этом порту готовились к выходу в море крейсера «Хьюстон» и «Перт». К северу высадку прикрывали крейсера 7-й эскадры и авианосец «Рюдзе», причем ближе всех к бухте оказались крейсера «Могами» и «Микума». Ближнее прикрытие почти пятидесяти транспортов осуществлял крейсер «Натори» и 10 эсминцев.

"Микума" в 1939 году еще в "ранге" легкого крейсера
"Микума" в 1939 году еще в "ранге" легкого крейсера

Высадка была в самом разгаре, когда появился противник – это были два уцелевших крейсера из эскадры К.Доормана: тяжелый крейсер «Хьюстон» (США) и легкий крейсер «Перт» (Австралия). Надо отметить, что союзники совершенно случайно оказались в районе высадки, после напряженных боев в предшествующие дни их единственным желанием было вырваться в Индийский океан. Учитывая обстоятельства: темное время суток, высокая скорость хода, отсутствие непосредственно на пути крупных вражеских кораблей и вполне объяснимое желание японцев сохранить в целости десантные силы, у американского и австралийского крейсера был шанс проскочить мимо и выйти в океан. Однако попав в гущу вражеского десанта в самый уязвимый для последнего момент, союзные крейсера просто не могли упустить такой шанс. Как отмечают историки, экипажи кораблей были уставшие, корабли имели повреждения – на «Хьюстоне» были неисправна кормовая башня главного калибра, ощущался недостаток снарядов, но крейсера, увидев скопление вражеских транспортов, вошли в бухту и открыли огонь по противнику.

Легкий крейсер «Натори» (тип «Нагара») в Нагасаки, 1922 год - именно на него возлагалась задача ближнего прикрытия транспортов в бухте
Легкий крейсер «Натори» (тип «Нагара») в Нагасаки, 1922 год - именно на него возлагалась задача ближнего прикрытия транспортов в бухте

На момент начала боя японские транспорты охранялись только двумя эсминцами – «Харукадзэ» и «Хатакадзэ», которые поставили дымовую завесу и начали отход к главным силам эскортного соединения.

Главные силы японского флота в этот момент оказались разбросаны слишком широко: тяжелые крейсера «Могами» и «Микума» вместе с ЭМ «Сикинами» находились в 14 милях на северо-запад, 12-й дивизион ЭМ и крейсер «Натори» – в 12 милях на запад. Крейсера «Могами», «Микума» и другие японские корабли сразу же на полной скорости бросились к месту схватки, но им требовалось время для подхода. Тем временем, «Хьюстон» и «Перт» обрушили всю свою мощь на беззащитные транспорты, однако за этими КР уже давно следовал эсминец «Фубуки», который атаковал противника. Он обстрелял их осветительными снарядами и с дистанции 12-15 кабельтовых (не более 3 000 ярдов) выпустил 9 торпед. Торпеды прошли мимо, но его атака отвлекла крейсера союзников, они описали циркуляцию, чтобы увернуться от торпед, и двинулись к выходу их бухты.

Эсминец «Фубуки» перед войной - этот эсминец первым атаковал корабли союзников
Эсминец «Фубуки» перед войной - этот эсминец первым атаковал корабли союзников

И когда «Хьюстон» и «Перт» уже выходили из бухты, оставляя за собой горящие транспорты, там их уже поджидали подошедшие «Могами» и «Микума». Произошедший морской бой был достаточно скоротечным и неравным.

Тяжелый крейсер СА-30 «Хьюстон» относился к крейсерам типа «Нортхемптон», имел полное водоизмещение около 12 150 т, развивал скорость в 33 узла. Основное вооружение крейсера включало 3х3-203-мм орудия, 8х1-127-мм орудий, 4х4-28-мм/75 автомата Mk1 – как мы видим, крейсер данного типа не оснащался торпедными аппаратами. По проекту предполагалось, что КР будут нести до 6 гидросамолетов, но к моменту сражения на «Хьюстоне» их не было. К тому же, по данным С.Э.Моррисона, в бою в Яванском море и в Зондском проливе у «Хьюстона» периодически выходила из строя кормовая башня ГК. Сам крейсер уже почти 17 месяцев находился на Дальнем Востоке, и экипаж радостно воспринял слух о том, что корабль уходит в Калифорнию. В американском флоте «Хьюстон» считался счастливым кораблем, и все верили, что это ему удастся.
Легкий крейсер «Перт» относился к австралийским КР типа «Сидней», построенным в Великобритании по проекту «Улучшенный «Линдер» для флота Австралии. При полном водоизмещении около 9 000 т корабль развивал скорость 32,5 узла и был вооружен 4х2-152-мм/50 и 4х2-102-мм/45 орудиями, 4х1-20-мм автоматами «Эрликон», 1х4-12,7 мм пулеметом, 2х4-533мм ТА.

Соответственно союзники могли выставить только девять (по другим данным – шесть) 203-мм и восемь 152-мм орудий против двадцати 203-мм пушек. На стороне японцев также было подавляющее преимущество в торпедных аппаратах и авиации.

Австралийский легкий крейсер HMAS «Перт» в море, 1942 год - не задолго до гибели
Австралийский легкий крейсер HMAS «Перт» в море, 1942 год - не задолго до гибели

Японские тяжелые крейсера привели в действие всю свою артиллерию и торпедные аппараты, обрушили на крейсеры всю свою мощь. Противники шли в кильватерных колоннах, у японцев первым шел «Микума», у союзников – «Хьюстон». Бой шел на короткой дистанции, огонь велся практически в упор – от 25 до 2,5 кабельтовых. И здесь сказалась отличная подготовка японских экипажей к ночному бою и к торпедным ударам по противнику, а также усталость экипажей крейсеров союзников.

Схема боя в Зондском проливе
Схема боя в Зондском проливе

Первым был накрыт «Перт». В австралийский крейсер попали 4 японские торпеды (по другим данным – 2) и большое количество 203-мм снарядов с «Микумы» и «Могами». Такое количество попаданий было слишком много для легкого крейсера водоизмещением около 9 000 т – корабль затонул 1 марта 1942 года в 00 ч. 05 мин., примерно через 50 минут после открытия огня по транспортам и через 20 минут после подхода крейсеров японцев. Снарядом американского КР было повреждено рулевое управление на «Хацукадзе», но он все-таки смог подойти на дистанцию торпедного выстрела и вместе с «Хатакадзе» выпустил еще шесть торпед. Тяжелый крейсер «Хьюстон» продержался на полчаса дольше.

Тяжелый крейсер "Микума" ведет огонь из орудий главного калибра
Тяжелый крейсер "Микума" ведет огонь из орудий главного калибра

После уничтожения «Перта» вся огневая мощь японских кораблей сконцентрировалась на «Хьюстоне». Американский корабль уже шел с креном на правый борт. Артиллеристы «Микумы» и «Могами» оправдали затраты на ночные стрельбы и тренировки – град снарядов, попадавших в «Хьюстон» практически не прекращался. Однако американский КР продолжал «огрызаться» – в 23 ч. 55 мин. в «Микуму» попал 203-мм снаряд, который на время лишил корабль электроэнергии, однако японцы быстро устранили повреждения. В 00 ч. 10 мин. одним из японских снарядов, попавших в машинное отделение, был поврежден паропровод на «Хьюстоне», весь персонал машинного отделения погиб. Затем в носовую часть крейсера попала торпеда, которая вывела из строя центральный пост, централизованное управление огнем было нарушено, башни перешли на локальное управление.

Японский пропагандистский плакат о потопление крейсера «Хьюстона»
Японский пропагандистский плакат о потопление крейсера «Хьюстона»

Около 00 ч. 20 мин., в тот момент, когда заряжались орудия, в башню № 2 попал 203-мм снаряд, и для предотвращения взрыва от возникшего пожара на КР пришлось затопить два пороховых погреба. Теперь у 8-дюймовых орудий остались только те снаряды, которые уже были подняты в башню. В правый борт попало еще три торпеды с «Микумы» и «Могами», а палубные надстройки были изрешечены снарядами орудий малого калибра японских крейсеров и эсминцев. В 00 ч. 25 мин. экипаж получил команду оставить корабль. Вода, поступавшая через многочисленные пробоины, быстро заполняла внутренние помещения корабля, башенная артиллерия уже не действовала, боезапас был практически израсходован. Корабль продержался на плаву еще около 20 минут, и 1 марта 1942 года в 00 ч. 45 мин. крейсер «Хьюстон» перевернулся и пошел ко дну. Вся союзная эскадра была уничтожена. Из экипажа «Хьюстона» погибли 693 (по другим данным – 640) человека, на «Перте» – 375 (357) человек.

Японцы не понесли потерь в боевых кораблях, все повреждения были быстро устранены, людские потери – 10 человек убитыми и 37 ранеными. Тяжелые крейсера «Микума» и «Могами» показали на деле, как могут быть эффективны корабли такого типа, однако были и просчеты. Необходимо признать, что силы прикрытия десанта (в том числе и группа КР) действовали слишком неосмотрительно – при желании контролировать как можно большую акваторию и при полном господстве в воздухе японские корабли не смогли обнаружить союзные крейсера на подходе к месту высадки и исключить потери среди транспортов.

Бой в Зондском проливе (рисунки)
Бой в Зондском проливе (рисунки)

По данным японцев, огнем противника было потоплено четыре транспорта и один тральщик. Однако большинство потерь приписывают как раз не огню крейсеров союзников, а торпедам, которые были выпущены японскими кораблями. В 1944 году было проведено расследование, по результатам которого было установлено, что в японские транспорты попало 5 из 6 торпед, выпущенных крейсером «Могами» по «Хьюстон»! Торпеды (Тип 93) были выпущены с дистанции около 9 000 м, но прошли мимо цели и на скорости в 48 узлов спустя 8 минут поразили транспорты, стоящие на удалении 11 800 м от «Могами». Вот такая ирония судьбы.

Для справки, по «Хьюстону» и «Перту» в этом бою японскими крейсерами и эсминцами было выпущено 87 торпед, и из них только 8 (по другим данным – 6) попало в цель. Так, по данным из рапорта коммандера Мэхера, в крейсер «Хьюстон» за время боя попало от четырех до шести торпед, три полных залпа 203-мм снарядов и одиннадцать одиночных снарядов.

Эпилог

В результате нескольких последовательных боев из союзной эскадры к утру 1 марта уцелел только КР «Эксетер» и несколько ЭМ. Но утром 1 марта (буквально через несколько часов после гибели «Хьюстона» и «Перта») тяжелый КР «Эксетер» и два эсминца на выходе из Сурабаи были встречены японскими тяжелыми крейсерами и уничтожены в коротком бою. В этот раз вся слава досталась японским КР типа «Миоко». Можно по разному оценивать насколько «честными» были те или иные бои и сражения в той войне. Конечно, четыре крейсера против одного поврежденного – кто может сомневаться в успехе! Но война есть война, вспомним, что когда линкоры «Айова» и «Нью-Джерси» 406-мм снарядами топили крейсер «Катори» с его 140-мм пушками, то никто не удивлялся, просто записали на свой счет уничтоженный корабль противника.

Итак, в результате боя западное японское соединение вторжения полностью сломило сопротивление союзников на море, закрепилось на плацдарме и готовилось к полному захвату острова Ява. Крейсера «Могами» и «Микума» готовились к новым боям, не все из которых будут для них удачными.
Горящий "Микума" всего через три месяца у Мидуэя - превратности судьбы
Горящий "Микума" всего через три месяца у Мидуэя - превратности судьбы

Более подробно с историей создания и боевом пути крейсеров типа "Могами" вы можете познакомиться в нашем журнале Navygaming, № 1(11)/2015, http://www.navygaming.net/magazine