Правительство России наделило Росреестр функциями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию имущественных отношений в части гражданского оборота объектов недвижимости, земельных отношений (за некоторым исключением), государственного кадастрового учета объектов недвижимости, государственной регистрации прав. Таким образом произошло перераспределение полномочий среди органов исполнительной власти. При это руководитель Росреестр назначает на должность и прекращает полномочия руководителей подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений. То есть Федеральная кадастровая палата стала подотчетной органу регистрации.
Честно говоря реакция на новость противоречивая. Орган регистрации выведен из-под регулирования со стороны МЭРТ, но при этом регулирование в области территориального планирования и строительства осталось за Минстроем, а по зонам с особыми условиями использования территории за профильными ведомствами (например установление приаэродромных территорий и связанных СЗЗ).
Дополнительно остаётся загадкой как будет работать обновлённый Минюст и что же происходит с регуляторной гильотиной. К сожалению текущая практика органа регистрации в части разъяснений более лежит во внутренней плоскости, примером чего являются рассылки информационных писем с грифом ДСП, при этом в трактовке тех или иных положений земельного кодекса доминируют консервативные, даже избыточные подходы.
При этом нужно понимать, что учетно-регистрационные действия по земельным участкам (граждан в расчёт здесь не берём) как правило сопровождают инвестиционно-строительные проекты реализуемые за счёт бюджетных или внебюджетных средств. То есть задержка в совершении учетных действий негативным образом сказывается на сроках реализации и состоянии экономики.
Учитывая нашу культуру, правосознание и походы к управлению часто в стройке о земельных отношениях задумываются в последнюю очередь и при возникновении сложностей реагируют исходя из сложившейся индивидуальной практики. К сожалению статистику по приостановкам и отказам по участкам/объектам юридических лиц Росреестр не публикует, есть только общая информация (с учетом граждан получается все красиво).
Статистика по по Москве за три 2017-2019 гг даёт следующую картину – зарегистрировано 3020 арбитражных дела по спорам, где ответчиком выступает Управление Росреестра по Москве (по 2743 выиграли истцы) и 5226 жалоб в апелляционную комиссию при управлении Росреестра по Москве. При этом в апелляционной комиссии за 2017 – 2019 гг год удовлетворены только 10 жалоб ))) Это безусловно ничтожно мало по сравнению с оборотом. Можно ли исходя из этих данных сделать вывод, что оборот недвижимости юридических лиц выполняется образцово?