Вертолетная тематика заинтересовала Миля ещё в годы ВОВ, но активные разработки начались уже во второй половине 40-х годов. В распоряжении конструкторов был звездообразный семицилиндровый двигатель АИ-26ГР конструкции А. Г. Ивченко (ОКБ-478), развивавший мощность 500-550 л.с. На его базе и был разработан проект под рабочим названием ГМ-1 (геликоптер Миля - 1). Он создавался как связной вертолёт, управлялся одним лётчиков и имел два места для пассажиров. Вертолёт имел классическую одновинтовую схему с трехлопастными несущим и хвостовым рулевым винтами. Собственного производства у КБ не было, поэтому первые опытные машины были построены в 1949 году на заводе в Киеве. После равершения испытаний в 1950 году выпустили первую партию из 15 машин уже под маркой Ми-1. Но большой заинтересованности в машине никто не проявил, лишь после демонстрации вертолёта Сталину, во время его отдыха на даче в Сочи, в 1951 году, ситуация изменилась. В 1952 году вертолёт пошёл в войска и в летные училища для подготовки лётчиков.
В 1955 году производство передали в Польшу, где в период с 1957 по 1965 годы было произведено порядка 1683 вертолётов, большая часть которых поставлялась в СССР. Всего было выпущено порядка 2800 винтокрылых машин. Официально в СССР Ми-1 эксплуатировался до 1983 года. В настоящее время, в стране есть несколько летных экземпляров этого вертолёта. На Ми-1 было установлено порядка 27 мировых рекордов!