Видеоблогер и автомеханик Настя Туман побеседовала с Юлией Лазаревой – предпринимательницей, бросившей свой бизнес ради профессии водителя-дальнобойщика.
Первые шаги
— Мне нужна была категория С. Тогда мне было наплевать на грузовики, но водить машину нужно было самой. Я занималась конным спортом, часто ездила на соревнования, которые длились несколько дней, а нанимать машину для перевозки лошадей было очень невыгодно. Я подумала: куплю свой пятитонник, переоборудую под коневоз и буду ездить.
Получилось неплохо. А потом я поняла, что можно изображать работу, ничего при этом не делая. Стала возить лошадей для других конюшен, какие-то другие грузы.
Я ничего не делала изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, я просто ездила по стране, а денежка капала!
И я дико завидовала дальнобойщикам, потому что у них есть спальники. Как-то раз я остановилась на стоянке переночевать; автономки нет, холодно, машину не заглушишь, спать неудобно… а эти ***** включили автономку, растянулись в спальнике и спят спокойно! Мне стало так обидно, что я решила получить категорию СЕ.
У меня с юности было своё дело – я занималась коневодством, у меня было много лошадей и работников. И тогда я подумала: устроюсь впервые в жизни на работу, побуду наёмным работником, пусть будет хоть какое-то разнообразие.
Кстати, одна из причин, по которой я больше не хочу заниматься коневодством – мои работники постоянно что-то воровали, сколько бы я им не платила. Даже если отдавать 80% от заработанного им, а 20% оставлять себе, они всё равно будут воровать. Для меня это было дико, я была в шоке. Поэтому я ушла в дальнобой и постепенно стала избавляться от конюшни. Теперь я уже не могу вернуться к людям, которые будут у меня воровать. Когда мне было 12, мне казалось, что я стану великим бизнесменом, у меня были планы на будущее. Но в планах 12-летнего ребёнка не было того, что все воруют! Я думала, что если я не ворую, то никто не ворует.
Поиски работы
— Начать работать было сложно. Сначала я заплатила 7000 долларов мужику за то, что он сидел на пассажирском кресле и терпел меня за рулём. Он пил водку и говорил: я не могу трезвым смотреть на то, что ты делаешь! Таким образом он зарабатывал деньги. Мы с ним ездили месяца три, и заработал он на мне прилично, но я ему всё равно благодарна, потому что я получила хоть какое-то представление об управлении машиной с полуприцепом. С этими знаниями я начала устраиваться на работу.
Когда я звонила работодателям, меня спрашивали: девушка, а вы знаете, что такое фура?
Я говорила, что уже работала водителем и имею стаж. В ответ слышала смех, а иногда просто кидали трубку. Это было унизительно.
Случайно мне подвернулся самый лучший работодатель в нашем городе. Это был очень адекватный человек, он очень хорошо относится к водителям. Я потом не могла от него уйти, потому что он был слишком хороший. Еле-еле получилось уволиться: решила свалить в Москву, чтобы больше на фуре не работать. Но что-то пошло не так, и мне опять пришлось терпеть унижения и звонить работодателям.
На старой работе за 80 тысяч рублей в месяц мне приходилось работать без выходных, спать по 2-3 часа и постоянно фигачить. Я переехала в Москву, сняла квартиру и устроилась на новую работу, по городу и области. Думала, что будет так: с утра я вожу грузы, а вечером иду домой, как нормальный человек. Наконец-то у меня будет свой дом, своя кровать, душ каждый день, всё по-человечески. Не-а! Квартиру сняла – она пустует постоянно. Сколько я работаю, часто проезжаю мимо дома, но не могу туда заехать. Иногда, бывает, могу заглянуть, если я выгрузилась вечером недалеко от дома и утренняя загрузка тоже близко – тогда ночую дома, но это изредка.
Последние два года дальнобой мне не нравится. Но до этого мне нравилось безумно – сидишь, балдеешь, денежка какая-то капает, правда, копейки, но всё равно.
Об отношении дальнобойщиков
Сколько сейчас женщин в России водит грузовики? И каково отношение мужчин-водителей к женщинам-дальнобойщицам?
— На всю Россию женщин, как мне кажется, не больше сотни. Мужчины к нам относятся по-разному. Некоторые относятся нормально, адекватно. Некоторые – с подчеркнутым уважением. Мол, это так тяжело! Я говорю – да ладно, успокойся, ничего тяжелого.
Дальнобойщики любят говорить, что у них тяжелая работа. Мне стыдно такое слушать. Чего здесь тяжелого? Сел и едешь, ничего не делаешь, как сидишь дома на диване перед телевизором. Их это обижает безумно.
А есть вообще неадекватные, которые говорят – иди борщ вари.
Ночная стоянка, куча фур и водителей. Что ты слышишь за спиной? Что тебе говорят?
— Отвратительные вещи. Спрашивают что почем. Это ужасно. Но если человек видит, что я за рулем, то понимает, что я не такая и таких вопросов не задаёт.
Вопросы о разном
Все знают сериал «Дальнобойщики». Там постоянно героев пытались ограбить или подставить. У тебя такое случалось?
— Один раз хотели ограбить. Это было давно, в 2015 году. Я вынуждена была уходить от погони. За мной ехало две машины – газель и легковая. Я точно не знаю, что они хотели: или по голове мне настучать, или обчистить кабину, или своровать груз, но мне было очень страшно. Они пытались меня тормозить, газель перекрывала дорогу, легковая оттормаживалась передо мной, но я их объезжала. А после этого инцидента ничего такого не происходило.
Как часто ты сталкиваешься с поломками, проблемами? Грузовик ремонтируешь сама, или есть механики?
— Ну, механик со мной не ездит. Что же мне, в спальнике его держать? Сталкиваюсь с поломками частенько, а чинить предпочитаю сама, так как я любитель сэкономить хозяйские деньги. В случае чего хозяин всё, конечно, оплачивает, но я пытаюсь любыми путями доезжать до сервиса. Однажды у меня порвался ремень генератора, было около нуля градусов, мне нужно было 20 или 30 километров проехать до магазина, где эти ремни продаются. Я проезжала километр или два, глушила машину, стояла и ждала, пока остынет, а потом ехала дальше. Так и ехала эти 30 километров всю ночь.
Самые дальние расстояния, на которые ты ездила?
— От Новосибирска до Крыма. На самом деле, нет разницы, на какое расстояние ты едешь. Имеет значение, сколько ты находишься в машине безвылазно. Когда ты живешь в кабине неделями, начинаешь дуреть и всех ненавидеть.
Топ-5 тягачей от Юлии Лазаревой?
Пятое место – MAN. Четвёртое – Iveco. Третье – Mercedes. Второе – Scania. Первое – Volvo.
А как же американцы?
— У нас все американцы старые, раритетные. Хочешь купить новую машину – и не можешь, её нет, не завозят. Может, где-то и есть, но я ни одного нового в России не видела! Только 15, 20, 30-летние старики.