«Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина».
Так начинается великий роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», занимающий центральное место в творчестве писателя. Здесь, на этой скамейке, беседовали об Иисусе Христе писатель Бездомный и редактор Берлиоз. Редактор заказал большую антирелигиозную поэму, но Иисус в изображении Бездомного получился «ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.» Берлиоз хотел доказать писателю, что Иисуса «вовсе не существовало на свете и что все рассказы о нем - простые выдумки, самый обыкновенный миф».
Их разговор прервал некто Воланд. Он с удивлением стал расспрашивать собеседников, кто же, по их мнению, управляет человеческой жизнью, если Бога и Дьявола нет. Ведь человек даже не может знать, что «он будет делать в сегодняшний вечер». Берлиоз удивился и сказал незнакомцу, что уж он-то точно знает, чем закончится этот день. Воланд твёрдо возразил ему, заметив, что «Аннушка уже купила подсолнечное масло, и не только купила, но даже разлила».
Сам Сатана говорил с этими неверующими товарищами, и разговор их закончился весьма трагически для редактора Берлиоза. У самого выхода на Бронную, пройдя турникет, он поскользнулся на том самом масле и оказался на рельсах. Трамвай накрыл Берлиоза, и по булыжникам скатилась его отрезанная голова.
М.А.Булгаков один из самых мистических русских писателей. Многие утверждают, что столь точные описания Сатаны и его свиты удались писателю благодаря связи с потусторонним миром, мистикой и чертовщиной. Действительно, некоторые факты, связанные с романом заставляют поверить в это. К примеру, сцена, где кот Бегемот заявляет: «Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, — и еще считаю долгом предупредить, что кот древнее и неприкосновенное животное», а затем устраивает в «нехорошей» квартире пожар. Удивительно, что после редактуры сцены в соседней квартире случился пожар, и виной ему был старенький примус.
По воспоминаниям Елены Сергеевны, третьей жены Булгакова, можно убедится в том, что вся жизнь писателя была наполнена загадками и мистикой. Прогуливаясь как-то вечером на Патриарших, Булгаков подошёл к той самой скамейке и загадочно, почти шёпотом сказал: «Здесь они увидели его в первый раз»...