Умение найти общий язык с деловыми партнерами и клиентами — неотъемлемый компонент успеха любого бизнеса. Вне зависимости от того, в какой сфере вы развиваете свое дело, вы не раз столкнетесь с ситуациями, когда вам нужно отстоять свою точку зрения, убедить человека, что ваш план действия — правильный, или найти компромиссное решение, которое устроит все стороны.
Следуя описанным ниже принципам, вы будете выглядеть более убедительно в глазах собеседника и с большей вероятностью сможете добиться желаемого.
Ведя переговоры, важно помнить о своих краткосрочных и долгосрочных целях. Часто необходимо не только решить вопрос, который значим сейчас, но и сделать это так, чтобы сотрудничество продолжилось в дальнейшем. Поэтому следует искать методы, которые позволят повлиять на оппонента, но не вызовут его агрессии и не создадут ощущения чрезмерного давления.
Уважайте собеседника
Ваше отношение к оппоненту влияет на то, как воспринимаются ваши слова. Даже если вы говорите что-то, убедительное с точки зрения логики, но при этом интонация и манера разговора выдают неуважение или пренебрежение другими позициями, вам вряд ли удастся добиться своего. Не забывайте, что оппонент — тоже человек, который считает свою позицию разумной и правильной, так же, как и вы — свою. Если вы это понимаете, ваша аргументация будет звучать более весомо.
Не избегайте неприятных эмоций
Несмотря на то, что переговоры — это столкновение разных точек зрения, многие пытаются избежать конфликта и договориться, найдя компромисс, подходящий для всех. Иногда это действительно возможно, но чаще страх перед открытым конфликтом приводит к тому, что в беседе упускаются важные детали. Например, если обе стороны избегают открыто говорить о том, что их не устраивает, найти хорошее решение вряд ли получится. Поэтому не стесняйтесь высказываться прямо и озвучивать важную информацию, даже если знаете, что она может вызвать негативную реакцию.
Учитывайте культурные особенности
Этот принцип особенно важен, если речь идет о переговорах с иностранными клиентами и партнерами, но даже между жителями одной страны может возникнуть недопонимание, если относятся к разным поколениям или долгое время проживали в разных регионах. Различия могут касаться правил вежливости, способов выражения недовольства, дистанции при разговоре, манеры общения.
Например, в некоторых культурах вежливость требует отказаться от первого предложения, чтобы затем согласиться на повторное, а в других первый отказ будет воспринят как искренний и на этом обсуждение темы закончится. В русскоязычной деловой среде чаще говорят о недостатках прямо, а в англоязычной принято маскировать упреки за обтекаемыми фразами. Знание подобных факторов поможет вам проявить уважение к собеседнику и одновременно построить свою аргументацию так, чтобы она оказала на него нужное воздействие.
Настройтесь на положительный результат
Даже если переговоры идут не по плану и вы столкнулись с сильным противодействием, важно помнить о конечной цели, к которой вы стремитесь. Заранее продумайте запасные варианты, на которые вы будете ориентироваться, если желаемой договоренности достичь не удастся. Старайтесь в любом случае закрепить какие-то положительные результаты.
Внимательно слушайте
Сосредоточьтесь на том, что говорит собеседник, а сами избегайте излишнего многословия — так у вас больше шансов быть услышанными. Оставляйте оппоненту пространство для высказывания — это поможет расположить его к вам и даст вам больше информации о его позиции. Не забывайте о том, что большинству людей приятно, когда их слушают. Реагируйте на то, что говорит собеседник. Разумеется, вы можете подготовить заранее какие-то материалы или продумать аргументацию, но непосредственная реакция на слова оппонента воспринимается гораздо убедительнее.
Чтобы бизнес успешно развивался в современных условиях, важно уметь вовремя решать возникающие конфликты и поддерживать контакт со своей аудиторией. Справиться с последней задачей помогает UDS – система для привлечения лояльных клиентов, в которой вы можете не только предлагать клиентам различные бонусы, но и получать обратную связь, индивидуально реагируя на каждый отклик.