Удачное приобретение
В детстве мне очень хотелось дружить с Ольгой – девочкой, которая была немного старше меня. Но однажды ко мне подошла ее мама и сказала, что будет лучше, если я оставлю ее дочь в покое.
У меня ветрянка, а Ольга собирается идти в первый класс и ей сейчас крайне нежелательно болеть. Я сообщила, что ветрянкой уже давно переболела, а сейчас у меня просто аллергия. В ответ мама Ольги отрезала, что мне в любом случае не по пути с ее блестящей дочерью. Еще она сказала, что Ольга умная, в отличие от меня. Но мне почему-то кажется, что все дело было в другом – их семья была зажиточной, а мы жили очень просто.
Вскоре я тоже пошла в школу. Ольга училась уже в третьем классе, и вдруг оказалось, что она не справляется с домашкой по латышскому. И тут Ольгина мама, встретив меня во дворе, заговорила о том, чтобы я помогла Ольге выучить латышский. Мне предложили приходить в гости – и почаще. Меня даже приглашали на праздники и дарили дорогие подарки, от которых моя мама приходила в ужас – ей приходилось ломать голову над тем, что же подарить в ответ. А Ольга не обращала на меня особого внимания и разговаривала ровно столько, сколько требовалось, чтобы показать семье, что она учит язык.
На скамейке запасных
Лина дружила со мной только за стенами школы, хоть мы и учились в одном классе. В школе она стояла вместе с компанией, которая громче всех хохотала и у которой всегда было что сказать по поводу внешнего вида. Мы с ней жили в соседних домах, но после уроков Лина всегда шла другой, более длинной дорогой, лишь бы подольше побыть с другими, стильными. Но когда я приходила домой, уже через полчаса раздавался телефонный звонок: «Пойдем гулять?» Я была планом Б. Когда рядом не было никого получше, я становилась достаточно хорошей.
Я пыталась дружить с Линой еще долгие годы, потому что была стеснительным подростком и у меня было не так много друзей. Но после окончания школы мы поссорились. Лина стала упрекать меня в том, что я уделяю слишком мало времени нашей дружбе, а ведь об отношениях нужно заботиться. А после того, как я сказала, что мне это не нужно, она еще долго преследовала в социальных сетях и через знакомых передавала приветы. Это случилось в то время, когда мои фотографии стали украшать обложки журналов. Очевидно, я наконец-то стала достойна главной роли.
Самая лучшая
В школьные годы у меня была еще одна подруга – Зане, моя надежная опора. Она тоже хорошо училась и тоже испытала на себе весь репертуар обзывательств. Дружбе не мешал даже тот факт, что нам нравился один и тот же мальчик, потому что ни у одной из нас не было ни малейшей надежды на взаимность.
С приближением выпускного Зане внезапно радикально изменилась и принялась повторять: «Уж я-то знаю, ты постоянно соревнуешься со мной!» А у меня на уме было только одно – хорошо окончить школу и убраться оттуда, чтобы больше никто и никогда меня не обзывал. Но каждый раз, получив оценку хуже, чем у меня, Зане снова приставала ко мне. Она повторяла как заклинание, что она совершенно определенно умнее меня. А получив высокую оценку, напоминала мне об этом целыми днями.
Ну как не помочь бедняжке!
Весма была подругой, за которую я стояла насмерть, и в порыве юношеского максимализма мне казалось, что она – мое альтер эго. Приблизительно раз в три-четыре месяца Весма пропадала. В лучшем случае не брала трубку, в худшем – сообщала, что обиделась и что я не заслужила ее дружбы. Эти исчезновения часто совпадали с появлением в ее жизни нового мужчины. А расставшись, Весма вновь появлялась, совершенно разбитая, и просила, чтобы я помогла ей выкарабкаться.
Я всеми силами старалась помочь, в том числе и деньгами. И каждый раз мне казалось, что вот сейчас будет иначе, она наконец оценит меня и я буду для нее подругой. Сейчас я понимаю, что это была ее стратегия выживания за счет других, а я, как в книге Марка Твена, была готова платить за право покрасить ее забор.
«Служебная дружба»
Это случилось на моем первом рабочем месте. Иева часто приглашала меня на мероприятия, предлагала совместно делать покупки в интернет-магазинах, чтобы сэкономить на почтовых расходах. Она всегда подчеркивала – если у меня возникнут вопросы по работе, она мне поможет, я смело могу обращаться. А потом все неожиданным образом изменилось. Она вдруг начала перекладывать на меня свою работу. Вернее, она просила выручить – у нее были важные личные дела. При этом она уверяла, что у меня все намного лучше получается, потому что у меня еще свежие знания. А я от ее лести таяла, как от майского солнышка.
Однажды, когда я в очередной раз прикрывала ее, не справилась с обязанностями. И Иева, вместо того чтобы постараться исправить ошибку, пошла жаловаться начальству.
Мой самый близкий друг
Когда мы только познакомились с будущим мужем, я переживала из-за того, что он не хочет ходить со мной по магазинам или прерывает на полуслове, когда я рассказываю о том, что сказал парикмахер. Прошло много лет, и я наконец поняла: хотя мой муж и является моим самым близким другом, он все-таки однозначно не моя подружка-болтушка.
Авива Амсдена