О правильности диагноза
Размышления Сергея Коршунова о видах и подвидах известного читателям заболевания...
"Недавно здесь в каком-то из постов затрагивалась тема виниловых коллекций и их ценности. Хотел её развить, но не было времени. Тема эта очень актуальна, и я решил посвятить ей отдельную публикацию.Как известно, помимо самих музыкантов любители делятся на три основных категории. Первая - это меломаны, люди, больше ценящие сам музыкальный материал, а качество звука для них вторично. Откровенно говоря, такие люди вызывают у меня особое уважение. Один мой друг, прекрасно разбирающийся в классической музыке, слушает её с простенького музыкального центра. А ведь классический материал, самый тонкий жанр для ценителей звука. Когда он приходит ко мне, я никогда не слышал от него комплиментов о качественном звуке. Мы обсуждаем только сам музыкальный материал. Более того, для него порой вполне достаточно бывает пролистать нотные партитуры, и вся музыка уже отображается в его голове.Вторая категория любителей музыки – это аудиофилы, люди для которых звук является приоритетом самой музыке. Знаю многих диафилов, которые просто не будут слушать музыку, даже очень хорошую, если она будет плохо записана. Я бы аудиофилов тоже разделил на две категории. Первые негативные, они постоянно ищут разные косяки и недостатки в музыкальных фонограммах и очень радуются, когда их находят. Вторые позитивные, для них главная цель - поиски совершенного звука. Они постоянно обновляют и усовершенствуют свои системы, меняя компоненты, соединительные кабели и сетевые шнуры. Для таких даже сетевые вилки и розетки влияют на звук. Такое пристрастие часто переходит в болезнь, и тогда излечиться уже невозможно, ведь предела совершенству всё равно нет. В какой-то мере его можно достичь, когда музыка звучит в самой голове, как в примере с нотными партитурами. Но такое дано не каждому.
И ещё одна категория – это коллекционеры. Эти по тяжести заболевания дадут фору двум предыдущим. Этому диагнозу хочу уделить особое внимание, т.к. сам этим сильно болен. Собирателей музыки тоже можно разбить на несколько категорий. Для некоторых вполне достаточно содержать фонотеку в мобильном телефоне, а кто-то коллекционирует винил. Правда, и винил можно собирать по-разному. С менее острым диагнозом собирают новоделы и радуются как дети красивым фантикам и разноцветными виниловыми кружочками. А вот особо тяжёлые болеют первопрессным винилом. Им главное оригинальность издания. И для таких, даже малейшие изменения в дизайне лейбла, кредитах, или циферках на сгонах, имеют огромное значение. Казалось бы, какая разница, какой винил, визуально они все почти одинаковы, но разница в цене между оригиналом и переизданием может быть просто огромна. Но, настоящему коллекционеру это вовсе не преграда. Более того, настоящие профессионалы в этом деле народ очень грамотный и прагматичный. Они никогда не будут вкладываться в пустышку. Ведь переиздания растут в цене гораздо медленнее оригиналов. А вот цены на первопрессы в последнее время растут как грибы. Но вот для многих таких собирателей, как мне кажется, музыка становится уже вторичной. Я тоже болен этим недугом на всю голову, но для меня главной целью всегда было собрать все сливки рок-музыки в оригинальных изданиях. Цель, практически достигнута, собирать разные второсортные редкие коллективы мне не доставляет удовольствия. Хотя надо признать, среди таких малоизвестных коллективов, попадаются настоящие жемчужины. Но не все способны остановиться на этом. Целью многих коллекционеров, как раз и являются такие редкие и забытые коллективы. Забыты в своё время они были по разным причинам. Первая - музыкальный материал был слишком сложен и не понят современниками. Вторая - не нашёлся вовремя грамотный продюсер и не продвинул коллектив в нужном направлении. И самая основная причина в том, что музыкальный материал был слишком слабым, и исполнительское мастерство очень низкого уровня. В те годы было издано великое множество альбомов однодневок, совершенно неизвестных групп. Большая часть из них до сих пор является невостребованными, и стоимость их там не превышает пяти долларов. Но стоит такому альбому попасть в каталог Покоры, и прайс на него взлетает в тысячу раз. Почти всю Европу и северную Америку продвинутые коллекторы уже выгребли. Теперь их целью являются экзотические группы из Азии, Африки и латинской Америки. Есть, конечно, и в этих странах очень сильные коллективы. Например, Аргентинская группа Bubu и её первый альбом Anabelas 1978 г. является одним из моих любимых во всей прогрессивной музыке. Так же очень сильным получился их второй альбом 2018 го года El Eco Del Sol. Но таких групп единицы, а в основном в этих странах в то время рок – культура сильно отставала, и большинство групп страдало очень слабым исполнительским мастерством. Но стоит взглянуть на прайсы оригинальных альбомов таких групп - шары лезут на лоб. Недавно в каких то обсуждениях попалась мексиканская группа Kaleidoscope и их альбом 1969 го года. Я знал, что их оригинальный диск является раритетом, и лет 15 назад он стоил 5-7 тысяч долларов. По музыке, они меня никогда не интересовали, т. к. играли примитивный трень-брень, и я про неё забыл. Но в этих обсуждениях был озвучен свежий прайс на этот альбом, который меня слегка шокировал. Не много – не мало $ 70000. Ну, допустим, у меня плохой музыкальный вкус, и мне не дано понять такое высокое искусство, но 70 килобаксов – это, по любому, уже перебор.
По этому поводу вспоминается история, сложившаяся на рынке с живописью в конце 19 го века. Тогда картины импрессионистов плохо покупались, но художники этого жанра были очень плодовиты. И вот группа искусствоведов решила сделать им хорошую рекламу. Процесс пошёл очень хорошо, сейчас работы импрессионистов стоят в разы дороже классических русских живописцев. Я очень люблю многие работы у импрессионистов, но они уж никак не лучше классической русской живописи. А если взять абстракционистов, кубистов, минималистов, что там особо смотреть? А ведь прайсы на их работы тоже очень впечатляют. Ну да ладно, живопись и музыка это всё же искусство, а вот взять филателистов. Какой интерес собирать маленькие кусочки бумаги? А ведь прайсы на винил, могут показаться просто смешными по сравнению с этими кусочками бумажки. Я это всё к чему, при всём моём большом уважении к коллекционерам, хочу всё же задать вопрос: А может король то всё же голый? Хоть я и сам на него точно ответа не знаю. Моя болезнь развивается не в глубь, а в ширь. Ведь вот спросите у меня – зачем мне столько Дарк Сайтов? И я вам не отвечу…