«1917» – фильм британского режиссера Сэма Мендеса, главный претендент на «Оскар» в десяти номинациях, эпичная картина об ужасах войны, но главное – это серьезный фильм о серьезных вещах, который похищает вас с самых первых кадров и не отпускает, пока не пойдут финальные титры.
Съемочная команда
При создании фильма «1917» Сэм Мендес, известный нам как режиссер «007: Координаты «Скайфолл» и «007: Спектр» (и режиссер не столь раскрученного фильма «Проклятый путь», который глубже и содержательнее, чем фильмы бондианы), выступил режиссером, продюсером и сценаристом. За музыкальную часть отвечал Томас Ньюман, написавший музыку к фильмам: «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля», «Шпионский мост», «Пассажиры» и многие другие. Ну и, разумеется, ни в коем случае нельзя не сказать об операторе Роджере Дикинсе, который приложил титанические усилия, работая над фильмом, дальше поймете почему (если, конечно, вы еще об этом не слышали). «К чему все эти подробности?» – спросите вы. А к тому, что команда собралась замечательная. И труд людей, знающих свое дело и ответственно и скрупулезно подходящих к нему, не мог не отразиться на атмосферности фильма, которая, безусловно, заслуживает любых похвал.
О чем «1917»
Фильм рассказывает об одном дне из истории Первой мировой войны – 6 апреля 1917 г., день, когда двум капралам приказано немедленно выдвинуться из тыла за линию фронта, чтобы передать приказ об отмене готовящегося наступления. И они выдвигаются, тут же, как только получили приказ, как только покинули блиндаж с командующим армией. Капрал Блейк почти бежит, понимая, что на кону жизнь его брата, одного из 1600 солдат, которым суждено умереть, если Блейк не доставит приказ вовремя. Вместе с капралом Скофилдом они выбираются из окопов и оказываются на выжженной войной земле. И с этого момента от экрана уже нельзя оторваться.
«1917» снят с эффектом одного дубля, т.е. зритель видит безостановочные передвижения героев с одного ракурса, снятого одной камерой без переключения на другие. И хотя в действительности дубль был далеко не один (современные технические возможности позволили создать видимость беспрерывной съемки), тем не менее Роджер Дикинс снимал очень длинные отрывки, а учитывая то, что герои находятся в постоянном движении, переходя из окопов на открытую местность, изрытую воронками от снарядов, а оттуда опять в окопы и блиндажи, потом в поле, дом, воду, операторская работа потрясает, и именно благодаря ей и невероятно атмосферной и проникновенной музыке возникает чувство полной погруженности. Камера плавно курсирует вокруг героев, идет параллельно с ними, поднимается и опускается, так словно это не камера, а ваши глаза, и не камера рядом с капралами, а вы сами. И вот вы уже сами сидите напротив Скофилда и видите, как его рука погрязла в разъеденных крысами внутренностях убитого немца, вы сами пробираетесь сквозь колючую проволоку, боясь дышать, чтобы вас не заметил враг, вы сами прыгаете в оставленный немцами окоп, а потом идете в темный блиндаж, не зная, что вас там ждет.
Актеры
Главные роли исполнили английские актеры Дин-Чарльз Чэпмен и Джордж Маккей, малоизвестные для российского зрителя, да и для любого другого, кроме английского (Чэпмен, скорей всего – новое лицо и для англичан тоже). Тем не менее в фильме они смотрятся органично и правдоподобно, не вызывая никаких нареканий относительно их профессионализма. Эпизодические же роли исполнили актеры, куда более известные как в самом Соединенном Королевстве, так и во всем мире: оскароносный Колин Ферт («Король говорит!», «Мамма Миа!», фильмы о секретной службе Kingsman и т.д.), Эндрю Скотт (роль Мориарти в британском телесериале «Шерлок»), Бенедикт Камбербэтч (главная роль в этом же британском телесериале «Шерлок», а также роль доктора Стрэнджа во всех фильмах Marvel, где появлялся этот супергерой) и др.
Коротко о главном
В фильме «1917» описываются события, уместившиеся всего в менее чем одни сутки, которые вы проживаете вместе с героями. Атмосфера, воплощенная на экране усилиями режиссера и его команды, воссоздает реалистичные сцены опустевшего поля боя, испещренного мертвыми телами, колючей проволокой и воронками от снарядов, брошенных окопов, внушающих страх при продвижении вперед в незнании, что там может ожидать, выжженного города с единичными уцелевшими зданиями среди обломков и руин – сцены, которые настолько реалистичны, что зритель из зрителя превращается в соучастника, идущего плечом к плечу с героями.
«1917» несет в себе много посылов: и о героизме, и о самопожертвовании, и о дружбе, и об обесценивании человеческой жизни на полях кровавых боев, инициированных людьми далеко за их пределами. Но есть один момент, который внушает веру в будущее и в возрождение жизни на земле, захлебнувшейся хаосом войны: на своем пути капралы наталкиваются на цветущий вишневый сад, который немцы вырубили перед уходом, и Скофилд спрашивает: «Так они все погибли?» «Не совсем, – отвечает Блейк и поясняет: – Из косточек появятся ростки, и сад будет больше чем прежде».