Музыка играет важную роль в жизни человека. Она сопровождает его всю жизнь, начиная от колыбельных песен, заканчивая похоронным маршем. Освенцим - одно из немногих мест на земле, где с помощью музыки пытались завуалировать происходящее.
По воспоминаниям выживших узников, по прибытии в лагерь они слышали веселую музыку, которую исполнял оркестр, состоящий из узников. Под музыку шло распределение. Под музыку доктор Менгеле отбирал узников.
Многие ненавидели оркестрантов, а оркестранты часто ненавидели свою работу.
Женский оркестр в Освенциме появился в 1943 году. Это был единственный чисто женский оркестр в системе нацистских лагерей.
Когда весной 1943 года пришел приказ о создании женского оркестра, свою помощь в его создании предложила учительница музыки из Польши - Зофия Чайковская. Она уже год находилась в Освенциме, была ослаблена и морально и физически. Ей не хватало во многом знаний, но она смогла сделать очень важное: собрать всех музыкантов вместе и перевести их на более легкий физический труд. Трудовую повинность никто не отменял. Да, и игра возле лагерных ворот на протяжении нескольких часов в любую погоду не была такой легкой, как могло показаться.
Но вернемся к Альме Розе.
Альма Розе родилась в музыкальной семье. И не просто любительски-музыкальной. Ее отец, например, был концертмейстером Венской филармонии. Детство и юношеские годы Альмы прошли в окружении музыкальной элиты Германии и Австрии.
Повзрослев, Альма Розе основывает очень популярный для своего времени женский камерный оркестр "Девушки венского вальса". Все шло хорошо пока не был взят курс на нацистский режим. Женщина переехала в Голландию и начала строить сольную карьеру, как скрипач-виртуоз. Ее концерты пользовались большим успехом в Европе 30-40-х годов.
Во Франции в 1943 году Альма Розе была арестована, и, после недолгого пребывания в лагере Дранси, была отправлена в Освенцим.
Сначала Альму Розе направили в медицинский экспериментальный блок. Никто не догадывался, что перед ними музыкант, но все тайное становится явным. Ее тут же переводят и назначают дирижером женского оркестра. Влияние женщины в музыкальном мире было настолько велико, что даже охранники относились к ней почтительно.
Альма Розе понимала, что пока женщины находятся в составе оркестра - это убережет их, поэтому по возможности она старалась отбирать даже тех, кто хоть немного владел инструментом.
Благодаря авторитету и настойчивости, ей удалось отменить выступления женского оркестра в ненастье. Она смогла брать в музыканты и евреек, что до этого было запрещено. Для тех, кто играл в оркестре, были созданы определенные привилегии:
- ежедневный душ;
- смена униформы;
- больше еды;
- лучшие условия пребывания;
- более легкий физический труд.
Руководитель оркестра понимала, что все эти привилегии будут до той поры, пока оркестр будет хорошо играть и радовать начальство. В любой момент в барак могли зайти охранники и потребовать сыграть любимую мелодию.
Альма Розе муштровала музыкантов. Ей приходилось быть жесткой, но все участницы оркестра понимали, что во многом только благодаря ей, они еще дивы. Ежедневно 2-3 часа оркестр играл в лагере, но кроме этого шесть дней в неделю по 8 часов проходили репетиции.
Это имело свои результаты. По воспоминаниям, сама Ирма Грезе, признанная одной из самых жестоких женщин ХХ века, узнав, что заболела сестра одной из участниц оркестра, выписала заболевшей дополнительный паек, а ее сестру устроила работать на кухню.
Десять месяцев Альма Розе пыталась спасти своих музыкантов, но 4 апреля 1944 года, спустя два дня после концерта для начальства лагеря, она умирает. Была ли тому виной кишечная инфекция, отравление алкоголем или просто отравление из мести - мы никогда не узнаем. Насколько она пользовалась уважением, говорит тот факт, что для Альмы Розе были устроено торжественное прощание. Ее одели в белое, а носилки были усыпаны цветами. Это едва ли не единственный случай в истории лагерей Третьего рейха, когда так чтили умершего еврея.