По мнению многих древних культур примерно в районе 4 февраля (обычно 3-5 февраля, плюс/минус несколько дней) наступает первый праздник весны и начало нового сезона или, как минимум, его предвестие. Метеорологически сейчас это несколько странно, ведь в бОльшей части России снега и зимы обычно ещё месяца два, однако же...
В кельтской традиции этот день назывался Имболк. В близких ей идеологически и географически культурах так же это День Медведя, Пора Свечей, Пора Огней, Кэндлмасс, Оймелк, Праздник молока, Праздник белой богини. Этот праздник существовал и у славян. Но помимо северных древнеевропейских традиций этот день как условную астрономическую середину между зимним солнцестоянием и весенним равноденствием отмечали и древние римляне в своих Луперкалиях, и изгонявшие злого духа японцы в сэцубун, китайцы как Новый год по календарю Ся (всё, год Крысы начался по всем их системам), и все остальные культуры, в которых существовали культы солнечных богов. Это был первый праздник года (в нашем понимании начала года 1 января) из 8 главных праздников солнечного цикла у солнцепоклонников. Любопытно, правда? Мне очень.
Впоследствии христианизация как на Руси, так и в Европе трансформировала идеологию, но не глубинный смысл и некоторые связанные с ним остаточные ритуалы. Отсюда во всех современных версиях праздника будет так много огней, свечей, костров, сжигания чучел с одной стороны, а с другой стороны этой же темы света в виде очищения, обновления, пробуждения, наполнения энергией жизни образа светлой белой богини.
Именно эту традицию мы наблюдаем в несколько изменённом виде и в праздновании древнеславянской Масленицы, и в сказке про Снегурочку, и непосредственно в виде славянских Громниц и православного Сретения, приуроченного к этому же времени. В западноевропейской христианизированной традиции это день святой Бригитты, которую у древних кельтов позаимствовал христианский пантеон. Тем самым объединяя и продолжая народную традицию.
Сейчас эта традиция в современной западноевропейской культуре сохраняется в виде викки (викканства – неоязычества, как его называют, или восстановленных и переосмысленных древнегерманских, древнескандинавских и древнеанглийских верований), а в российской – в виде неославянских и неославяно-ведических течений. Часто формальный день праздника считается 1-2 февраля, хотя именно астрономически изначально это иные расчётные дни года. И, кстати, знаменитый благодаря фильму «День сурка» одноименный американский праздник тоже связан с этим днём: сурок вылезает из норы на запах весны.
Кажется, что древние цивилизации были так далеко от нас? А вот же они в нашем обыденном и повседневном или, как минимум, привычном праздновании народных праздников. Ну, ведь даже если ни во что не верить, нет-нет, да и заглянешь на масленичные блины к бабушке/теще/друзьям (нужное подчеркнуть). И всё, привет, древние! А ещё многие из нас психологически всё равно ощущают эти циклы, подключаясь к коллективному бессознательному и его памяти, а также к реальным природно-биологическим и астрономическим циклам. Замечали в феврале это ощущение, скорее как ожидание весны, чем как «запах весны» в марте? Когда после отгремевших январских праздников и у многих долгих как затянувшееся after party каникул, уже хочется нового старта и нового «волшебного пенделя», чтобы не залежаться в берлоге?