23) Летом ездили на Смолку ( оз. Смолино) купаться на понтоны. Там был сооружен заход в воду со стороны пляжа ( был такой в те годы, сейчас не знаю, давно там не был), деревянный настил огороженный поручнями на металлических понтонах. Через поручни я раз прыгнул «рыбкой», с дуру чуть спину не сломал, высота поручня, где то 1.5 метра. А мой то рост в то время был меньше, чем сейчас… В общем, повезло, что не зацепился животом, перелетел через железки и не свернул шею плюхнувшись в воду. Расстояние до воды было, с учетом понтонов метра два.
Рядом с пляжем находился авиамодельный корт. Площадка диаметром метров 20 забетонирована и ограждена сеткой. Там, стоя в центре круга, ребята запускали свои модели самолетов с бензомоторчиками. Модели за крыло были соединены тонким тросиком с ручкой, за которую ее держал моделист. Длина тросика метров 15-17 и моделист мог управлять полетом модели. Моторчики обладали звуком пулеметной стрельбы при запуске. Вначале моторчик заводили вручную, резким толчком вращая винт, потом стали использовать приспособление с редуктором, вставляя винт модели в углубление. После этого просмотра мы пошли в авиамодельный кружок.
Кружок находился в д\к им. Орджоникидзе. Сначала заставили учиться выстругивать прямые квадратные, 1смX1см, длинные рейки, вырезать нервюры, клеить пергамент и еще много чего. Там я научился работать маленьким рубанком, лобзиком, ножовкой. Мелких деталей и методов крепления их друг к другу было много. Присутствовали и бензин, и олифа, и лаки, и краски. Станочки, верстаки, тиски. Это было первое прикосновение к труду и мне очень нравилось делать, что то своими руками. Больших успехов в авиамоделизме я не достиг, как и в постройке моделей кораблей и других моделей ( тут же был и судомодельный кружок),
но опыт в работе начал накапливаться.
24) В те годы по улицам ходили трамваи с деревянными дверями, открывались они гармошкой, можно было запрыгивать и выпрыгивать из вагона на ходу, чем мы, пацаны, частенько пользовались.
В День рождение Ленина катались на трамваях бесплатно, как - никак «юные ленинцы», и в день пионерии тоже катались даром. Потом появились трамваи с автоматическими дверями.
И вот произошел случай, когда помощь другого человека, спасла мое здоровье, а может и жизнь. Повели нас в конце 4го класса в оперный театр на балет « Шурале», это мифический персонаж татарского эпоса, что то вроде нашего Лешего. В либретто ( это описание о чем спектакль), поразило имя героини СЮЮМБИКЕ (мы с пацанами тут же окрестили ее СуимбИка, это было проще нам выговаривать). Потом я узнал из эпоса кто она такая. Оказалась ханская дочь, в общем из элиты, видимо не жалели денег на обучение наукам и другим премудростям. Так вот, выйдя после просмотра из театра, а ехать нужно в любимый Ленинский р-он, и ближайшее средство это трамвай. Я на ходу прыгаю в уже отходящий задний вагон, цепляюсь за закрывающиеся двери и закрылись, но скорость еще небольшая и, думая, что водитель меня увидит и откроет. Но трамвай пошел на поворот, и обзор у водителя исчез. ВишУ, вцепившись пальцами в двери, ноги носками на ступеньке, двери закрываются и выталкивают носки ног с подножки, а скорость трамвая растет…ну, думаю, хана пришла, и отпустИться страшно, и тут изнутри мужчина помогает открыть двери вовнутрь. Он увидел мои пальцы на дверях и помог. ( Это ему наверняка зачтется или зачлось ТАМ, наверху..)